ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО   

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА     ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО     ОГЛАВЛЕНИЕ    НАЗАД    

 

Приложение 15 УТВЕРЖДЕНО
приказ Минздрава России
от 25.12.97 N 380

Квалификационная характеристика специалиста с высшим биологическим образованием

     В соответствии с требованиями специальности специалист с высшим биологическим образованием должен знать и уметь:

1. Общие знания:

     - законодательные акты о здравоохранении и нормативные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, правовые вопросы;

    - основы медицинского страхования и деятельности клинико-диагностических лабораторий в условиях страховой медицины;

    - основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний;

    - основы первичной профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы;

    - основы Международной и отечественной классификации болезней (МКБ, ОКБ);

    - современные направления развития медицины.

 

2. Специальные знания:

     По общим вопросам работы в клинико-диагностической лаборатории:

    - директивные документы, определяющие деятельность лабораторной службы;

    - система организации лабораторной службы в стране, задачи и ее структура;

    - основные принципы работы централизованной лаборатории, в том числе медицинских диагностических центров;

    - положение об аккредитации клинико-диагностических лабораторий;

    - основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях;

    - современные методы лабораторной диагностики;

    - структура и функция органов кроветворения, пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем; строение и функция желез, серозных оболочек, опорно-двигательного аппарата, кожи;

    - структура и функция клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биологических жидкостей;

    - правила и способы получения биологического материала для морфологических, биохимических, генетических, иммунологических, бактериологических, серологических и других исследований;

    - приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологического исследования;

    - консервирование, хранение и обезвреживание биологических материалов;

    - лабораторная диагностика основных заболеваний системы кровообращения и кроветворения, пищеварения, мочеполовой системы, печени и желчных путей, опорно-двигательной системы, соединительной ткани, мышечной ткани, эндокринной системы;

    - влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя и др. на результаты лабораторных исследований;

    - влияние биологических факторов (возраст, пол, время года, дневные ритмы, месячные циклы и др.) на результаты лабораторных исследований;

    - основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного;

    - проведение ежегодного анализа работы лабораторий с учетом профиля лечебного учреждения.

По контролю качества лабораторных исследований

     - организация контроля качества (КК), порядок проведения, основные требования, предъявляемые к проведению КК;

    - возможные источники погрешностей при лабораторных исследованиях;

    - классификация ошибок, внелабораторные погрешности, внутрилабораторные погрешности, аналитические погрешности. Ошибки грубые, случайные, систематические;

    - внутрилабораторный, межлабораторный КК. Построение контрольных карт, критерии работы по контрольной карте;

    - контрольные материалы: контрольные сыворотки сливные и коммерческие, сыворотки животных и человека, аттестованные и неаттестованные сыворотки. Контрольные материалы для гематологии, общеклинических методов исследования, цитологии, микробиологии. Требования, предъявляемые к контрольным материалам.

По биохимическим исследованиям

     взятие биоматериала

    - правила взятия крови, мочи, других биологических материалов, правила транспортировки и хранения, стабилизация биоматериала;

    биохимические методы
     
     - физико-химические и биохимические методы;

    - основные принципы фотометрии, спектрофотометрии, др. спектральных методов, потенциометрии с использованием ион-селективных электродов, принципы электрофореза, хроматографии;

    - принципы работы автоматизированных аналитических систем;

    - основные принципы иммуноферментного анализа;

    обмен белков

    - биосинтез и структура белка, функция белков;

    - физико-химические свойства белков;

    - метаболизм белков и аминокислот, переваривание белков, особенности метаболизма отдельных аминокислот;

    - образование конечных продуктов обмена белков, образование аммиака, мочевины, креатинина, азотистый баланс, клинико-диагностическое значение определения фракций остаточного азота и других азотсодержащих продуктов;

    - белки плазмы крови, альбумины, альфа(1)-, альфа(2)-, бетта, ипсилон-глобулины, белки "острой фазы", гипо-, гипер-, диспротеинемии, парапротеинемии, иммунодефицитные состояния, клинико-диагностическое определение отдельных белков плазмы крови;

     ферменты

    - строение ферментов, кофакторы и коферменты, сущность процесса катализа;

     - принципы международной классификации ферментов;

     - регуляция ферментативной активности;

    - гипо- и гиперферментемии, наследственные и приобретенные энзимопатии;

    - энзимодиагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы, печени, поджелудочной железы, костной ткани, мышечной ткани и др. патологии;

    - общие принципы определения активности ферментов.

    Обмен углеводов

    - метаболизм углеводов, пути превращения глюкозы: переваривание и всасывание, расщепление глюкозы;

    - гликолитическая цепь, гликогенолиз, пентофосфатный цикл, окислительное фосфорилирование, образование и расходование энергии АТФ;

    - обмен глюкозы, галактозы, фруктозы. Гипо- и гипергликемии;

    - регуляция и нарушения обмена гликогена. Гликогенозы. Гликозаминогликаны.

    - патохимические основы сахарного диабета, характеристика нарушений обмена веществ при сахарном диабете. Гликозилированный гемоглобин и другие гликозилированные белки. Гипо- и гипергликемические комы при сахарном диабете.

     Обмен липидов

    - основные классы липидов: жирные кислоты, триглицериды, холестерин и его эфиры, фосфолипиды;

    - усвоение липидов в пищеварительной системе: эмульгирование, переваривание, всасывание липидов;

    - транспорт липидов в организме. Роль липопротеидов;

    - патология обмена липидов. Гипо- гиперхолестеринемии при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, печени. Роль гормонов в регуляции липидов. Алкоголизм и жировой гепатоз;

    - липопротеиды: структура и функция липопротеидов. Апопротеиды. Классификация липопротеидов крови человека. Изменения спектра липопротеидов при различных заболеваниях;

    - дислипопротеидемия, классификация гиперлипопротеидемий. Семейные гиперлипопротеидемии;
    - атеросклероз.

    Гормоны

    - гормоны: химическая природа и биологическое действие. Взаимодействие гормонов с рецепторами клеток. Внутриклеточные посредники гормонов;

    - действие гормонов гипотоламо-гипофизарной системы, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников, половых желез;

    - взаимосвязь гормонов гипофиза и гипоталамуса. Гипо- и гиперпродукция гормонов гипотоламо-гипофизарной системы. Гипо- и гиперфункция щитовидной железы. Первичный и вторичный гиперпаратиреоз. Нарушения функции эндокринной части поджелудочной железы. Гипо- и гиперфункция мозгового слоя надпочечников. Феохромоцитома;

    - гипо- и гиперфункция коры надпочечников. Острая и хроническая надпочечниковая недостаточность. Лабораторные методы определения глюкокортикоидов и минералокортикоидов. Гипо- и гиперфункция половых желез, связь половых желез с гипотоламо-гипофизарной системой. Определение эстрогенов и андрогенов. Использование ИФА и радиоиммунологического анализа для характеристики гормонального профиля больных.

    Водно-минеральный обмен:

    - водный обмен, регуляция водного обмена;

    - патология водного обмена, определение водных пространств при сердечно-сосудистых заболеваниях, болезнях почек, печени, желудочно-кишечного тракта, эндокринной, мышечной систем;

    - минеральный обмен, физиологическая роль ионов;

     - распределение в организме, регуляция обмена ионов;

    - концентрация и активность ионов, общее содержание и ионизированный Са и Mg;

    - особенности обмена железа, содержание его в организме, процессы всасывания;

    - транспортные и депонированные формы железа, роль трансферрина, ферритина, гемосидерина. Лабораторная диагностика абсолютного и относительного дефицита железа. Гемохроматоз, лабораторная диагностика.

    Кислотно-основное состояние (КОС)

    - характеристика кислот и оснований, буферные системы крови;

    - физиологические системы регуляции системы КОС;

    - показатели КОС в норме и патологии;

    - формы нарушений: ацидозы, алкалозы, виды нарушений: респираторные, метаболические. Динамика лабораторных показателей.

    Обмен гемоглобина

    - формы гемоглобина, нормальные, фетальные, аномальные, нестабильные гемоглобины. Гемоглобинопатии, талассемии. Продукты превращения гемоглобина (HbCO, Met Hb). Лабораторные показатели нарушений обмена гемоглобина.

    Обмен порфиринов и желчных пигментов

    - порфирины: структура, функция, биологическая роль;

    - нарушение обмена порфиринов: порфирии, порфинурии, лабораторная диагностика эритропоэтических и печеночных порфирий;

    - образование желчных пигментов, конъюгированный и неконъюгированный билирубин;

    - обмен стеркобилиногена и уробилиногена;

    - патология обмена желчных пигментов, лабораторные показатели обмена желчных пигментов, лабораторно-дифференциальная диагностика желтух.

    Коагулология

    - сосудисто-тромбоцитарный гемостаз, тканевые факторы свертывания, факторы форменных элементов крови, их роль в свертывании крови;

    - плазменный гемостаз, факторы свертывания плазмы и их биологическое действие, каскадный механизм активации плазменных факторов, основные этапы превращения фибриногена в фибрин;

    - антикоагулянты, фибринолитическая системы и ее биологическая функция;

    - продукты деградации фибрина, их биологическое действие;

    - регуляция гемостаза, взаимодействие факторов сосудистой стенки, тромбоцитов, плазменной, фибринолитической, кининовой систем, системы комплемента;

    - нарушение системы гемостаза, гемофилии, тромбоцитопатии, тромбоцитопении, тромбозы;

     - контроль за антикоагулянтной терапией;

    - лабораторные показатели при ДВС-синдроме и тромбоэмболических состояниях;

    - особенности коагулограммы при гиперкоагуляции, гипокоагуляции.

    По гематологическим исследованиям

    - учение о кроветворении. Теория кроветворения. Регуляция гемопоэза.

    - эритропоэз нормобластический, мегалобластический;

    - морфологическая и функциональная характеристика эритроцитов. Эритроцитозы, эритроцитопении, эритроцитопатии;

    - обмен гемоглобина, обмен витамина В(12), фолиевой кислоты;

    - лейкопоэз; морфологическая и функциональная характеристика лейкоцитов. Лейкоцитозы, лейкопении. Цитохимическая характеристика лейкоцитов;

    - показатели внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;

    - тромбоцитопоэз, морфология и функция мегакариоцитов и тромбоцитов, тромбоцитопении, тромбоцитозы, тромбоцитопатии;

    - костный мозг: морфологическая и функциональная характеристика клеток, нормальные показатели клеточного состава костного мозга;

    - лейкозы: классификация, патогенез;

    - острые лейкозы, клинико-гематологические показатели различных форм лейкозов, хронические миелоидные лейкозы; клинико-гематологические особенности различных форм, лабораторные показатели начальной, развернутой и терминальной стадий;

    - хронические лейкозы лимфоидной ткани; клинико-гематологические, биохимические и иммунологические особенности различных форм и вариантов;

    - анемии: классификация;

    - клинико-лабораторная характеристика постгеморрагических анемий, особенности обмена железа;

    - клинико-лабораторная характеристика анемий, обусловленных дефицитом витамина В(12) и фолиевой кислоты;

    - гемолитические анемии (эритроцитопатии, гемоглобинопатии, энзимопатии эритроцитов, иммунные и аутоиммунные), клинико-лабораторная характеристика различных форм анемий;

    - апластические анемии, этиология, патогенез. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в зависимости от стадий заболевания;

    - агранулоцитозы (иммунный, миелотоксический). Этиология и патогенез. Клинико-гематологические показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в разные стадии заболевания и процессе лечения. Дифференциальная диагностика с острыми лейкозами и другими заболеваниями кроветворной системы;

     - геморрагические диатезы, этиология, патогенез, классификация. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга, коагулограмм. Клинико-диагностическое значение исследования гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике геморрагических диатезов;

    - изменение крови и костного мозга при различных патологических состояниях. Клинико-лабораторные показатели при инфекционном мононуклеозе, малосимптомном инфекционном лимфоцитозе, вирусных, паразитарных заболеваниях, туберкулезе, хирургических (острых и хронических) и онкологических заболеваниях;

    - лучевая болезнь, патогенез и клиника острой лучевой болезни. Клинико-лабораторные показатели начального периода, периода выраженных явлений, периода восстановления.

    По общеклиническим исследованиям:

    - строение и функции органов дыхания. Заболевания органов дыхания. Способы получения биоматериала при бронхоскопии, пункции легкого и приготовление препаратов для лабораторного исследования. Правила сбора мокроты, исследование физических, химических свойств мокроты. Морфологическое и бактериоскопическое исследование мокроты и отделяемого из бронхов при туберкулезе, воспалительных процессах, бронхиальной астме, пневмокониозах, гистоплазмозе, муковисцидозе. Клинико-диагностическое исследование результатов исследования;

    - строение и функция органов пищеварения. Заболевание органов пищеварительной системы. Основные функции желудка (кислото-, ферменто- и белковообразующая). Способы получения и использования желудочного сока, дуоденального содержимого, кишечного отделяемого. Методы фракционного желудочного зондирования. Исследование дуоденального содержимого для определения желчеобразовательной функции. Физические и химические свойства желчи, значение микроскопического исследования;

    - копрологическое исследование, условие получения материала, основные копрологические синдромы. Физические и химические свойства кала. Диагностическое значение микроскопического исследования кала. Техника приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопического исследования, проведения микрохимических реакций для дифференциальной диагностики расщепленного жира: особенности окраски капель жирных кислот и нейтрального жира, окраски нерасщепленного и частично расщепленного крахмала и йодофильной флоры;

    - строение и функция отделов мочевыделительной и мочеобразовательной системы. Заболевания органов мочевыделительной и мочеобразовательной системы (патогенез, классификация). Получение материала для исследования органов мочевыделительной системы;

     - физические свойства мочи, химические исследования мочи. Принципы методов обнаружения и определения белка, клиническое значение. Принципы методов обнаружения и определения в моче глюкозы и др. сахаров, клиническое значение. Клиническое значение кетонурии. Принципы методов обнаружения кетоновых тел;

    - клиническое значение билирубинурии, принцип методов обнаружения билирубина в моче. Клиническое значение наличия желчных кислот и уробилиновых тел в моче, принцип методов их обнаружения. Клиническое значение гематурии, гемоглобинурии, гемосидеринурии. Принципы методов определения и клиническое значение индиканурии, меланурии, бактериурии;

    - микроскопия осадка, принцип отбора мочи для центрифугирования. Морфология эпителия мочевыводящих путей, эритроцитов, лейкоцитов в норме и при патологии. Цилиндры, строение кристаллов кислых, щелочных и амфотерных солей. Клинико-диагностическое значение лейкоцитурии, цилиндроурии, почечного эпителия и его жировой дистрофии, переходного эпителия, солевого осадка. Принцип отбора мочи для центрифугирования при применении количественного исследования клеточных элементов мочи и цилиндров в камере. Принцип работы с камерой;

    - строение и функции центральной нервной системы (оболочек мозга и спинномозгового канала). Получение биоматериала. Определение физических и химических свойств спинномозговой жидкости, морфология клеточных элементов. Клинико-диагностическое значение исследования ликвора;

    - строение и функции серозных оболочек: синовиальной, перикарда, плевры, брюшины. Получение материала из серозных полостей. Определение свойств выпотных жидкостей (физических и химических). Морфология клеточного состава при туберкулезе, воспалении, застойных выпотах. Клинико-диагностическое значение исследования;

    - строение и функции женских половых органов. Получение материала при заболевании женских половых органов методом аспирации из полости матки, цервикального канала, влагалища. Определение в вагинальном отделяемом степени чистоты, трихомонад, гонококков, дрожжеподобных грибков, элементов воспаления. Клинико-диагностическое значение результатов исследования;

    - строение и функции мужских половых органов. Получение материала при заболеваниях мужских половых органов. Морфологическое исследование клеточного состава сока предстательной железы и семенной жидкости. Клиническое значение результатов исследования.

     По паразитологическим исследованиям:

    - основные морфологические характеристики гельминтов;

    - особенности дифференциальной диагностики различных видов гельминтов и их яиц;

    - паразиты малярии, вид, стадии развития;

    - морфология малярийных паразитов;

    - возбудители заболеваний: венерических, грибковых, кожных;

    - простейшие - вид, стадии развития, морфология;

    - заболевания, вызванные простейшими;

    - дифференциальная диагностика паразитов.

    По цитологическим исследованиям:


    - клетки. Ткани. Краткие сведения об особенностях строения и функции различных тканей;

    - морфологическую картину острого и хронического воспалительного процесса, в том числе гранулематозного;

    - элементы грануляционной ткани;

    - основные признаки пролиферации, метаплазии и других фоновых процессов;

    - особенности предраковых состояний, понятие о дисплазии:

    - особенности опухолевых поражений;

    - особенности метастазирования различных опухолей;

    - особенности и возможности дифференциальной диагностики опухолей разной локализации.

    По иммунологическим исследованиям:

    - учение об иммунитете, виды иммунитета;

    - антиген-неспецифические факторы иммунной реактивности организма;

    - фагоцитарная система;

    - естественные киллерные-клетки;

    - гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты;

    - структура и функция лимфоидной системы;

    - Т- и В-клеточная системы иммунитета;

    - антигены и иммуногены;

    - иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа;

    - гормоны и цитоксины иммунного ответа;

    - регуляция иммунной системы;

    - иммунологическая толерантность и аутоиммунитет;

    - онтогенез иммунной системы;

    - изоантигены системы крови и антитела к клеткам крови;

    - врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния;

    - иммунная система при инфекциях;

    - аллергия и атопические заболевания;

    - методы оценки иммунного статуса;

    - лабораторные методы исследования иммунной системы: исследование антиген-неспецифического клеточного и гуморального иммунитета, исследование Т- и В-лимфоцитов и продуктов их жизнедеятельности.

    По медико-генетическим исследованиям:

     - предмет и задачи медицинской генетики,

    - понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;

    - генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;

    - гены и признаки:

    - изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутации, мутагенные факторы;

    - методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические морфологические, биохимические, пренатальные.

3. Знания смежных дисциплин:

     - современные методы обследования больного;

    - организация и объем первой врачебной медицинской помощи в военно-полевых условиях, при массовых поражениях населения и катастрофах;

    - основы первичной реанимации;

    - основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности, гигиенического нормирования радиационного фактора.

4. Умения:

      По общим вопросам диагностической работы:

    - оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении молнией, электрическим током;

    - провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения, разработать мероприятия по улучшению качества работы;

    - организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других исследований;

    - организовать работу среднего медицинского персонала;

    - провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях):

    - работать с контрольным материалом - сывороткой крови, клеточной суспензией, мазками и др.;

    - оценить результаты исследования и сформулировать заключение (поставить лабораторный диагноз);

    - определить необходимость дополнительного обследования больного;

    - оформить документацию, предусмотренную директивными актами МЗ РФ;

    - работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.

    По биохимическим исследованиям:

    - получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов, собрать мочу для исследования;

    - приготовить реактивы;

    - обработать химическую посуду;

    - построить калибровочные кривые;

    - работать на приборах, которыми оснащена лаборатория (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести электрофорез белков и др.);

    - подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии, адаптировать реактивы для используемой аппаратуры;

    - производить необходимые расчеты;

    - выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, изменения водно-минерального, кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.;

    - определить последовательность биохимических исследований;

    - оценивать результаты биохимических исследований;

    - проводить контроль качества лабораторных исследований;

    - составить программу лабораторной диагностики и дифференциации для больных при плановом обследовании и при острых состояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, инфаркт миокарда и др.);

    - определить клинико-диагностическое значение результатов биохимических исследований;

    - владеть методами ориентировочной и расширенной коагулограммы;

    - выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена;

    - диагностировать коагулопатии;

    - определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей.

    По гематологическим исследованиям:

    - взять материал для химического и микроскопического исследования, приготовить, фиксировать и окрасить гематологические препараты;

    - идентифицировать в окрашенных препаратах нормоциты, сфероциты, микроциты, мегалоциты и другие формы эритроцитов. Идентифицировать гипохромию, гиперхромию, анизоцитоз, пойкилоцитоз. Обнаружить в окрашенных мазках включения в эритроциты: базофильной пунктации, тельца Жолли, кольца Кебота. Выявить в мазках, окрашенных суправитально, сетчато-нитчатую субстанцию в ретикулоцитах. Оценить результаты, дать заключение;

    - идентифицировать в окрашенных мазках крови различные виды лейкоцитов. Провести подсчет лейкоцитарной формулы. Дифференцировать элементы эритро- и лейкопоэза в мазках костного мозга;

    - дать морфологическую характеристику изменений эритроцитов (микросфероциты, эллиптоциты, овалоциты, стоматоциты, акантоциты мишеневидные эритроциты), посчитать миелограмму, оценивать результаты;

    - провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических лейкозах, оценить полученные результаты;

    - провести исследование гемо- и миелограммы при анемиях, оценить полученные результаты;

    - исследовать гемо- и миелограмму, морфологию элементов мегакариоцитарного костного мозга и морфологию тромбоцитов в крови. Оценить показатели гемопоэза;

    - провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических инфекционных, опухолевых и других заболеваниях;

    - провести исследование гемо- и миелограммы при лучевой болезни, оценить полученные результаты;

    - определить критерии эффективности лечения гематологических заболеваний;

    - диагностировать агранулоцитоз, интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе.

    По общеклиническим исследованиям:

    - взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

    - описать свойства мокроты, обнаружить патологические примеси в мокроте. Приготовить и микроскопировать негативный препарат. Микроскопия окрашенных препаратов, идентификация клеточных элементов, микобактерий туберкулеза, бактерий. Оценить полученные результаты;

    - описать свойства желудочного сока, определить наличие свободной соляной кислоты, общей кислотности желудочного сока, определить пепсин с помощью беззондовых методов. Оценить полученные результаты;

    - описать патологические признаки дуоденального содержимого, определить количество выделившейся желчи в разные фазы при фракционном дуоденальном зондировании. Определить относительную плотность, концентрацию, рН желчи. Микроскопировать дуоденальное содержимое приготовить нативный препарат, дифференцировать клеточные элементы двенадцатиперстной кишки и желчевыделительной системы и кристаллов (соли). Провести микрохимические реакции для дифференциации кристаллов холестерина и жирных кислот. Выявить лямблии (простейшие), гельминты и их яйца. Оценить полученные результаты;

    - описать патологические элементы в кале (кровь, гной, слизь), выявить гельминты, остатки непереваренной пищи. Определить реакцию кала (рН), диагностировать скрытое кровотечение, скрытое воспаление, обнаружить стеркобилин и билирубин. Оценить полученные результаты;

    - описать патологические элементы мочи, определить относительную плотность, рН мочи, измерять в моче количество белка, обнаружить белок Бенс-Джонса. Определить в моче количество глюкозы, обнаружить фруктозу и лактозу, кетоновые тела, билирубин, желчные кислоты, уробилиноген, эритроциты, гемоглобин, индикан, дать характеристику бактериурии. Приготовить препараты для микроскопирования осадка мочи, дифференцировать клеточные элементы, соли, белковые и клеточные цилиндры. Подсчитать в камере количество эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в моче. Обнаружить в осадке дрожжевые клетки и мицелии, в окрашенных препаратах - туберкулезные микобактерии. Оценить полученные результаты;

    - описать патологические признаки спинномозговой жидкости. Дифференцировать клеточные элементы в счетной камере; микроскопировать окрашенные препараты. Оценить полученные результаты;

    - описать патологические признаки транссудатов и экссудатов. Поставить пробу Ривальта, определить количество белка, микроскопировать нативные препараты, дифференцировать клеточные элементы в окрашенных препаратах. Оценить полученные результаты;

    - описать патологические признаки семенной жидкости. Микроскопировать нативные и окрашенные препараты, определить количество и подвижность сперматозоидов. Определить флору. Оценить полученные результаты;

    По цитологическим исследованиям: - взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

    - диагностировать по клеточным элементам острый и хронический воспалительный, в том числе гранулематозный, процессы;

   - дифференцировать элементы грануляционной ткани;

    - дифференцировать пролиферацию, метаплазию и другие фоновые процессы;

    - микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).

    По иммунологическим исследованиям:

     - взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

     - определить группу крови и резус-фактор;

    - проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях:

     - определить иммунный статус организма;

     - определить клеточный и гуморальный иммунитет;

    - проводить иммунологическое исследование при бесплодии и патологии беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях, острых и хронических интоксикациях и инфекциях.

    По медико-генетическим исследованиям:


    - взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

    - провести диагностику по половому хроматину;

    - определить Х и Y хромосомы;

    - исследовать кариотип;

    - культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа;

    - приготовить препараты культуры лимфоцитов.

    5. Манипуляции:


    - реанимационные мероприятия /искусственное дыхание, непрямой массаж сердца/;

    - остановка кровотечения;

    - взятие капиллярной крови для лабораторного анализа

.

Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.И.Вялков  

 

 

НАЗАД            ОГЛАВЛЕНИЕ      ВВЕРХ     

 

 

Hosted by uCoz