ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО   

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА     ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО     ОГЛАВЛЕНИЕ    НАЗАД    

 

Приложение 17 Утверждено
приказ Минздрава России
от 25.12.97 N 380

Квалификационная характеристика специалиста со средним медицинским образованием

Специальность: "Лабораторная диагностика" (базовый уровень образования)

1. Общие знания:

     - основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

    - организация лабораторной службы в стране, ее задачи;

    - этические и правовые нормы отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде;

    - основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории;

    - основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории;

    - инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории;

    - правила сбора, транспортировки и хранения биоматериала;

    - правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований;

    - основные методы лабораторной диагностики;

    - причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;

    - основы здорового образа жизни;

    - Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории;

2. Специальные знания:

     - основы анатомии и физиологии;

    - структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи;

    - структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей;

    - лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте;

    - клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья пациента;

    - основы функционирования здорового организма и факторы риска;

    - основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой;

    - организация внутрилабораторного контроля качества лабораторных исследований;

     - общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов в организме.


По гематологическим исследованиям:

     - теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме);

    - морфологию клеток гемопоэза в норме;

    - понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения;

    - изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях;

    - причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;

    - морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях.

По общеклиническим исследованиям:

     - теория образования мочи, функции почек;

    - основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи;

    - морфология клеточных и других элементов мочи;

    - изменение анализа мочи при наиболее часто встречающихся заболеваниях почек и мочевыводящих путей;

    - методы исследования функций желудка;

    - способы получения желудочного содержимого;

    - способы получения дуоденального содержимого;

    - физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки;

    - изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;

    - основные методы и диагностическое определение физических и химических показателей кала;

    - форменные элементы кала, их выявление;

    - копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы;

    - изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы;

    - значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;

    - ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;

    - цель и методы исследования отделяемого женских и мужских половых органов.

По цитологическим исследованиям:

     - правила взятия и обработки материала для цитологических исследований;

    - морфологическую картину воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей.

По биохимическим исследованиям:

     - понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза;

    - нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния;

    - причины и виды патологии обменных процессов в организме;

    - система гемостаза;

    - лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях;

    - основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др.

По паразитологическим исследованиям:

    - основные морфологические характеристики гельминтов;

   - морфологические различия видов гельминтов и их яиц;

   - паразиты малярии, виды, стадии развития;

   - морфология малярийных паразитов;

   - простейшие - вид, стадии развития, морфология;

   - заболевания, вызванные простейшими;

   - правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов.

По иммунологическим исследованиям:

     - учение об иммунитете, виды иммунитета;

    - иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции;

    - антигены, виды, характеристика;

    - иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции;

    - взаимодействие антиген - антитело;

    - неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.;

    - иммунодефицитные состояния;

    - иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани;

    - аллергия и атопические заболевания;

    - изоантигены системы крови;

    - изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания.

По медико-генетическим исследованиям:

     - предмет и задачи медицинской генетики;

    - понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;

    - генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;

    - гены и признаки;

    - изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы.

3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам:

     - представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития;

    - механизмы функционирования природных экосистем;

    - принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды;

    - представление о гигиене как основе профилактической медицины;

    - представление о видах катастроф и их последствиях для здоровых людей;

    - представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах;

    - общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях;

    - представление о моделях, формах, уровнях и способах коммуникации, основы делового общения;

    - представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных.

4. Умения:

     - взять биологический материал для лабораторного исследования;

    - организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований;

    - организовать работу младшего персонала в клинико-диагностической лаборатории;

    - подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа;

    - провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария;

    - произвести дезинфекцию биоматериала;

    - прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение;

    - регистрировать проведенные исследования;

    - вести учетно-отчетную документацию;

    - пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий;

    - на основании результатов дать качественную и количественную оценку исследований;

    - дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования;

     - по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях;

     - строить калибровочные графики;

     - приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования клеточных элементов;

     - отобрать материал для микроскопического исследования;

     - адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую помощь при несчастных случаях;

     - работать с ЭВМ на уровне пользователя;

     - владеть техникой микроскопирования:

     световая микроскопия.

По гематологическим исследованиям:

     - взять капиллярную кровь для лабораторного анализа;

    - определить гемоглобин;

    - определить свободный гемоглобин плазмы;

    - подсчитать количество эритроцитов в крови;

    - определить серповидность эритроцитов;

    - определить гематокритную величину;

    - определить осмотическую резистентность эритроцитов;

    - подсчитать ретикулоциты;

    - подсчитать тромбоциты;

    - определить скорость оседания эритроцитов;

    - подсчитать количество лейкоцитов;

    - приготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы;

    - подсчитать лейкоцитарную формулу;

    - приготовить лейкоконцентрат;

    - приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты;

    - приготовить препараты для цитохимического исследования клеток циркулирующей крови и костного мозга;

    - определить вязкость крови.

По общеклиническим исследованиям:

     исследование мочи:

    - определить физические и химические свойства мочи;

    - приготовить препараты и промикроскопировать осадок;

    - идентифицировать клеточные и другие элементы в осадке;

    - подсчитать количество форменных элементов осадка;

    - дифференцировать лабораторные исследования на уровне норма-патология;

    исследование желудочной секреции:

    - определить количество, цвет, запах, слизь, патологические примеси;

    - определить активность пепсина;

    - обнаружить молочную кислоту;

    - приготовить препараты для микроскопического исследования;

    исследование дуоденального содержимого:

    - определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев;

    - подготовить препараты для микроскопического исследования;

    исследование кала:

    - определить физические и химические свойства;

    - приготовить препараты для микроскопического исследования;

    - микроскопическое исследование (выявить отклонение от нормы);

    - обнаружить яйца гельминтов;

    - обнаружить простейшие;

    исследование спинномозговой жидкости:

    - определить цвет, прозрачность фибринозную пленку;

    - обнаружить и определить белок;

    - определить количество форменных элементов (цитоз);

    исследование экссудатов и транссудатов:

    - определить количество, характер, цвет, прозрачность, относительную плотность;

    - обнаружить и определить белок;

    - приготовить препараты для микроскопического исследования;

    исследование мокроты:

    - определить количество, цвет, характер, консистенцию, запах, деление на слои;

    - приготовить препараты и обнаружить гемосидерин;

    - приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза;

    исследования отделяемого из половых органов:

    - окрасить препараты для микроскопического исследования;

    - определить степень чистоты влагалищного содержимого;

    - определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята;

    - приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята;

    исследование при грибковых поражениях:

    - приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос, ногтей;

    - идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей.

 

По цитологическим исследованиям:

     - приготовить стекла, фиксаторы, красители;

    - окрасить цитологические препараты;

    - цитохимическое исследование цитологического материала: PAS-реакция, липиды, ферменты);

    - отбор материала, приготовление и окраска препаратов для цитологических исследований (пунктаты из опухолей различной локализаци, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров и др.);

    - микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).

 

По клинической биохимии:

     биохимические исследования:

    - определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.);

    - определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции липоротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.);

    - показатели углеводного обмена;

    - определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок);

    - определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.);

    - показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови;

    - определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.);

    - определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.;

    показатели состояния гемостаза:

    - активированное время рекальцификации плазмы;

    - протромбиновое время (тромбопластиновое);

    - содержание фибриногена в плазме крови;

    - толерантность плазмы к гепарину;

    - время кровотечения;

    - время свертывания крови;

    - степень ретракции кровяного сгустка.

 

По паразитологическим исследованиям:

     - различать на препаратах представителей класса членистоногих;
     
     - идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи;
     
     - идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале.  

 

По иммунологическим исследованиям:

     иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета:

    - определить группу крови по системе АВО;

    - определить резус-фактор;

    - прямая и непрямая пробы Кумбса;

    серологические исследования для диагностики сифилиса:

    - серологические реакции;

    - агглютинация на стекле;

    - развернутая агглютинация;

    - преципитация (кольцепреципитация и преципитация в геле).

 

Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.И.Вялков

 

 

 

 

 

НАЗАД            ОГЛАВЛЕНИЕ      ВВЕРХ     

 

 

Hosted by uCoz