Приложение 16 Утверждено
приказ Минздрава России
от 25.12.97 N 380
Специальность: "Лабораторная диагностика" (повышенный уровень образования)
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- организация лабораторной службы в стране, ее задачи, структура и перспективы развития;
- директивные документы, определяющие деятельность клинико-диагностической лаборатории;
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей;
- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории;
- современные методы
лабораторной диагностики;
- виды и принципы мониторинга
качества лабораторных исследований;
- причины и условия возникновения
преаналитических и аналитических погрешностей
при проведении лабораторного анализа;
- основы техники безопасности при
работе в клинико-диагностической лаборатории;
- инструктивные материалы по
соблюдению правил
санитарно-противоэпидемического режима в
клинико-диагностической лаборатории;
- правила подготовки пациента для
различных лабораторных исследований, сбора
биоматериала, его транспортировки и хранения;
- основы здорового образа жизни;
- Устав и Правила внутреннего
распорядка лечебно-профилактического
учреждения, должностные инструкции
клинико-диагностической лаборатории;
- основы медицины катастроф.
- основы анатомии и
физиологии;
- структура и функции органов
кроветворения, нервной ткани, пищеварительной,
дыхательной, мочевыделительной, половой и других
систем, строение и функции желез, серозных
оболочек, кожи;
- структура и функции клетки,
возрастные особенности клеточного состава
органов, тканей и биожидкостей;
- сущность типовых патологических
процессов на клеточном, тканевом, системном
уровнях;
- лабораторные показатели
функционирования человеческого организма в
условиях нормы и возрастном аспекте;
- общие закономерности
возникновения, развития и течения
патологических процессов и основных заболеваний
человека;
- клиническое значение лабораторных
исследований в диагностике заболеваний и
состояния здоровья пациента;
- основы функционирования здорового
организма и факторы риска;
- основные принципы взаимодействия
организма человека с окружающей средой;
- правила и способы получения
биоматериала для лабораторных исследований;
- основы лабораторной диагностики
основных заболеваний системы крови, системы
дыхания, мочеполовой системы, системы
пищеварения, печени и желчных путей,
соединительной ткани, онкологических
заболеваний, ВИЧ-инфекций;
- основы комплексного подхода к
лабораторному обследованию больного;
- организация внутри- и
межлабораторного контроля качества
лабораторных исследований;
- влияние биологических факторов
(возраст, пол, дневные ритмы, сезонные вариации и
др.) на результаты лабораторных исследований;
- влияние физической нагрузки, пищи,
алкоголя, медицинских процедур и др. на
результаты лабораторных исследований;
- влияние терапии на лабораторные
показатели.
- теорию кроветворения
(кинетику клеток гемопоэза, функции, место
пребывания в организме);
- морфологию клеток гемопоэза в
норме;
- понятия эффективный,
неэффективный эритропоэз, мегакариопоэз,
нейтропоэз;
- понятия эритроцитоз и эритропения,
лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и
тромбоцитопения;
- изменения показателей гемограммы
при реактивных состояниях;
- изменения показателей миелограммы
при реактивных состояниях;
- причины и лабораторные признаки
внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;
- особенности изменения гемограммы
при заболеваниях органов кроветворения (анемиях,
лейкозах, геморрагических диатезах и других
заболеваниях);
- понятия о миелоидной дисплазии;
- изменения миелограммы при
заболеваниях органов кроветворения;
- основные принципы цитохимического
анализа, диагностическое значение;
- морфологические особенности
эритроцитов при различных анемиях, цитометрия,
расчетные показатели.
- теория образования
мочи, функции почек, методы исследования, причины
нарушения;
- основные методы и диагностическое
значение исследования физических, химических
показателей мочи;
- морфология клеточных и других
элементов мочи;
- мочевые синдромы и их значение в
диагностике заболеваний органов мочевой
системы;
- методы получения и исследования
желудочного содержимого;
- способ получения дуоденального
содержимого;
- физико-химический и
морфологический состав содержимого желудка и
двенадцатиперстной кишки;
- изменения состава содержимого
желудка и двенадцатиперстной кишки при
различных заболеваниях пищеварительной системы;
- основные методы и диагностическое
значение определения физических и химических
показателей кала;
- форменные элементы кала, их
выявление;
- копрологические синдромы и их
значение в диагностике заболеваний
пищеварительной системы, печени, поджелудочной
железы;
- изменение копрологического
анализа при наиболее частой патологии
органов пищеварительной системы;
- значение лабораторных показателей
при исследовании мокроты (физические свойства,
морфология форменных элементов) для диагностики
заболеваний дыхательных путей;
- ликвор и выпотные жидкости -
морфологический состав, физико-химические
свойства, лабораторные показатели при
инфекционно-воспалительных процессах, травмах,
опухолях и др.;
- морфология и клеточный состав
отделяемою женских и мужских половых органов,
цитограмма при различных заболеваниях;
- лабораторная диагностика мужского
бесплодия (исследование эякулята и секрета);
- гормональное зеркало;
- основные характеристики эпителия
кожи, волос, ногтей и их изменения при различных
патологических процессах.
- правила взятия и
обработки материала для цитологических
исследований;
- морфологическую картину
воспалительного процесса, грануломатозной и
грануляционной тканей;
- основные признаки пролиферации,
дисплазии, метаплазии, фоновых процессов;
- признаки реактивной гиперплазии,
опухолевых поражений, метастазирования.
- понятие о гомеостазе,
биохимические механизмы сохранения
(поддержания) гомеостаза;
- нормальная физиология обмена
белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов,
водно-минерального, кислотно-основного
состояния;
- причины и виды патологии обменных
процессов в организме;
- система гемостаза;
- патобиохимические механизмы
развития основных синдромов;
- лабораторные показатели нарушения
обмена веществ при наиболее часто встречающихся
заболеваниях;
- основные методы исследования
обмена веществ, гормонов, ферментов, системы
гемостаза и др.
- основные
морфологические характеристики гельминтов;
- морфологические различия видов
гельминтов и их яиц;
- паразиты малярии, виды, стадии
развития;
- морфология малярийных паразитов;
- простейшие - вид, стадии развития,
морфология;
- заболевания, вызванные
простейшими;
- правила приготовления препаратов
для исследования морфологии паразитов.
- учение об иммунитете,
виды иммунитета;
- иммунная система, иммунокомпетентные
клетки и их функции;
- антигены, виды, характеристика;
- иммуноглобулины (антитела),
классификация, структура и функции;
- взаимодействие антиген - антитело;
- неспецифические факторы иммунной
реактивности организма, фагоцитарная система,
система комплемента, интерфероны и др.;
- молекулярные и
молекулярно-клеточные основы иммунного ответа;
- физиология иммунного ответа и
иммунологическая толерантность;
- трансплантационный иммунитет;
- возрастные особенности иммунного
статуса;
- иммунодефицитные состояния;
- иммунологическая система при
инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных
процессах, заболеваниях соединительной ткани;
- аллергия и атопические
заболевания;
- методы оценки иммунного статуса;
- методы исследования
неспецифической резистентности организма,
клеточного и гуморального иммунитета;
- изоантигены системы крови;
- изоиммунизация и аутоиммунизация,
конфликты матери и плода, иммунные и
аутоиммунные заболевания.
- предмет и задачи
медицинской генетики;
- понятие о наследственных болезнях
и болезнях с наследственной
предрасположенностью;
- генетика человека: молекулярные и
цитологические основы наследственности;
- гены и признаки;
- изменчивость: мутационная
изменчивость, классификация мутаций, мутагенные
факторы;
- методы диагностики наследственных
болезней: цитогенетические, морфологические,
биохимические, пренатальные.
- основные принципы
биомедицинской этики и деонтологии, этические
особенности поведения сотрудника
клинико-диагностической лаборатории, основные
этические проблемы при проведении клинических
лабораторных исследований;
- представление о биосфере как
системе, ее свойствах, динамике и перспективах
развития;
- механизмы функционирования
природных экосистем;
- принципы формирования здорового
образа жизни и профилактики заболеваний в разные
возрастные периоды;
- представление о гигиене как основе
профилактической медицины;
- общие принципы фармакокинетики и
фармакодинамики основных лекарственных средств;
- побочные действия основных групп
лекарственных средств и изменения результатов
лабораторных исследований;
- представление о видах катастроф,
их причинах последствиях;
- представление о наиболее
распространенных патологических процессах в
организме при различных катастрофах;
- общие принципы оказания
неотложной помощи при несчастных случаях;
- представление о моделях, формах,
уровнях и способах коммуникации, основы делового
общения;
- представление о типах ЭВМ,
основных операционных системах, текстовых
редакторах, базах данных.
- взять биологический
материал для лабораторного исследования;
- организовать рабочее место для
выполнения лабораторных исследований;
- организовать работу младшего
(среднего) персонала в клинико-диагностической
лаборатории;
- подготовить лабораторную посуду,
инструментарий и оборудование для проведения
лабораторного анализа;
- провести стерилизацию
лабораторной посуды и инструментария;
- произвести дезинфекцию
биоматериала;
- прием, маркировка и регистрация
поступившего в лабораторию биоматериала,
хранение;
- регистрировать проведенные
исследования;
- вести учетно-отчетную
документацию;
- пользоваться лабораторной
аппаратурой при выполнении лаборатории
исследований и подготовительных мероприятий;
- пользоваться методами
статистической обработки исследований для
оценки качества лабораторных анализов;
- проводить внутрилабораторный и
межлабораторный контроль качества лабораторных
исследований;
- на основании анализа
статистических показателей определить причины
погрешностей (преаналитические и аналитические)
и разработать мероприятия для повышения
точности и надежности лабораторных
исследований;
- участвовать в разработке и
внедрении новых методов лабораторного анализа;
- на основании результатов дать
качественную и количественную оценку объекта
исследований;
- дифференцировать нормальные и
патологические показатели результатов
лабораторного исследования;
- по результатам анализа выявлять
признаки типовых патологических процессов в
органах и тканях;
- строить калибровочные графики;
- приготовить, зафиксировать и
окрасить препараты для исследования клеточных
элементов;
- отобрать материал для
микроскопического исследования;
- адекватно оценивать ситуацию и
оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- работать с ЭВМ на уровне
пользователя;
- владеть техникой
микроскопирования: световая микроскопия,
поляризационная микроскопия, фазово-контрастная
микроскопия, флуоресцентная микроскопия.
- взять капиллярную
кровь для лабораторного анализа;
- определить гемоглобин;
- определить свободный гемоглобин
плазмы;
- подсчитать количество эритроцитов
в крови;
- определить серповидность
эритроцитов;
- определить гематокритную
величину;
- рассчитать среднюю концентрацию
гемоглобина в эритроците, среднее содержание
гемоглобина в эритроците, средний объем
эритроцитов;
- измерить диаметр эритроцитов;
- построить график распределения
эритроцитов по величине диаметра (кривая
Прайс-Джонса);
- определить осмотическую
резистентность эритроцитов;
- подсчитать эритроциты с
базофильной зернистостью;
- подсчитать ретикулоциты;
- подсчитать тромбоциты;
- определить скорость оседания
эритроцитов;
- подсчитать количество лейкоцитов;
- подготовить, зафиксировать,
окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной
формулы;
- подсчитать лейкоцитарную формулу;
- дифференцировать нормальные,
морфологически измененные и патологические
клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы;
- подсчитать миелокариоциты;
- подсчитать мегакариоциты;
- дифференцировать клетки костного
мозга;
- подсчитать сидероциты и
сидеробласты (в мазках крови и костного мозга);
- приготовить лейкоконцентрат;
- обнаружить клетки красной
волчанки (LE-клетки);
- приготовить препараты крови для
исследования на малярийные паразиты;
- исследовать кровь на малярийные
паразиты;
- определить фекальный гемоглобин;
- приготовить препараты для
цитохимического исследования клеток
циркулирующей крови и костного мозга;
- определить активность ферментов в
клетках циркулирующей крови и костного мозга:
щелочной фосфотазы, кислой фосфотазы,
альфанафтилацетатэстеразы, пероксидазы;
- определить нейтральные
мукополисахариды в клетках циркулирующей крови
и костного мозга;
- определить вязкость крови.
исследование мочи:
- провести пробу по Зимницкому;
- определить физические и
химические свойства;
- приготовить препараты для
микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование
осадка;
- подсчитать количество форменных
элементов осадка;
исследование желудочной секреции:
- определить количество, цвет, запах,
слизь, патологические примеси;
- определить кислотность методом
титрования;
- определить активность пепсина;
- определить наличие молочной
кислоты;
- приготовить препараты для
микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование
желудочного содержимого;
исследование дуоденального
содержимого:
- определить количество, цвет,
прозрачность, наличие хлопьев;
- приготовить препараты для
микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование;
исследование кала:
- определить физические и
химические свойства;
- приготовить препараты для
микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование;
- обнаружить яйца гельминтов;
- обнаружить простейшие;
исследование спинномозговой
жидкости:
- определить физические и
химические свойства;
- определить количество форменных
элементов (цитоз);
- дифференцировать клеточные
элементы в нативных и окрашенных препаратах;
исследование экссудатов и
транссудатов:
- определить физические и
химические свойства;
- приготовить препараты для
микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование;
исследование мокроты:
- определить количество, цвет,
характер, консистенцию, запах, деление на слои;
- приготовить препараты для
микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование;
- приготовить препараты и
обнаружить гемосидерин;
- приготовить окрашенные препараты
для обнаружения микобактерий туберкулеза;
- обнаружить микобактерии
туберкулеза;
исследования отделяемого из
половых органов:
- окрасить препараты для
микроскопического исследования;
- определить степень чистоты
влагалищного содержимого;
- определить трихомонады и
гонококки;
- обнаружить бледную спирохету;
- определить гормональный профиль;
- исследовать секрет простаты;
- определить цвет, количество, запах,
вязкость, рН эякулята;
- приготовить препараты для
микроскопического исследования эякулята;
- определить подвижность
сперматозоидов;
- подсчитать количество
сперматозоидов в 1 мл и во всем эякуляте;
- определить "живые" и
"мертвые" сперматозоиды;
- стимулировать подвижность
сперматозоидов ("оживление");
- обнаружить фруктозу в эякуляте;
исследование при грибковых
поражениях:
- приготовить препараты для
микроскопического исследования из кожи, волос,
ногтей;
- идентифицировать элементы в
препаратах кожи, волос, ногтей.
- приготовить стекла,
фиксаторы, красители;
- окрасить цитологические
препараты;
- цитохимическое исследование
цитологического материала: PAS-реакция, выявление
липидов, определение активности кислой
фосфатозы, определение активности щелочной
фосфатазы, определение активности пероксидазы,
определение гемосидерина;
- отбор материала, приготовление и
окраска препаратов для цитологических
исследований (пунктаты из опухолей различной
локализаци, транссудаты, экссудаты, секреты,
экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий,
язв, ран, свищей, материал гинекологических
осмотров и др.);
- микроскопическое исследование
материала, полученного при гинекологических
профилактических осмотрах (скрининг).
биохимические
исследования:
- определить показатели белкового
обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину,
мочевую кислоту, креатинин и др.);
- определить показатели липидного
обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов,
холестерин, фосфолипиды и др.);
- показатели углеводного обмена;
- определить белки острой фазы
воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты,
С-реактивный белок);
- определить показатели
минерального обмена в плазме крови, моче (натрий,
калий, хлориды, кальций, железо и др.);
- показатели кислотно-основного
равновесия (КОР) крови;
- определить активность ферментов в
сыворотке крови и моче
(аспартатаминотрансферазы,
аланинаминотрансферазы, креатинкиназы,
лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной
фосфатазы и др.);
- определить показатели
гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче,
17-оксикортикостероидов и др.;
- определить мышьяк в
крови, моче и тканях;
- определить ртуть в крови, моче и
тканях;
- определить свинец в крови, моче и
тканях;
- определить алкалоиды в
биологических материалах.
- определить снотворные и
седативные препараты в биологических
материалах;
показатели состояния гемостаза:
- определить активированное время
рекальцификацин плазмы;
- определить протромбиновое время
(тромбопластиновое);
- определить содержание фибриногена
в плазме;
- определить толерантность плазмы к
гепарину;
- определить время кровотечения;
- определить время свертывания
крови;
- определить степень ретракции
кровяного сгустка;
- аутокоагуляционный тест.
- идентифицировать
малярийные паразиты в препаратах крови;
- идентифицировать яйца гельминтов
и личинок гельминтов в кале.
иммунологические
исследования для диагностики неинфекционных
болезнен и реакций неспецифического иммунитета:
- определить группу крови по системе
АВО;
- определить резус-фактор;
- прямая и непрямая пробы Кумбса;
- серологические исследования для
диагностики сифилиса;
серологические исследования для
диагностики инфекционных болезней:
- агглютинация на стекле;
- развернутая агглютинация;
- пассивная агглютинация;
- торможение агглютинации;
- преципитация (кольцепреципетация
и преципитация в геле);
клиническая иммунология:
- определить количество Т- и
В-лимфоцитов в периферической крови;
- определить концентрацию различных
классов иммуноглобулинов;
- определить фагоцитарную
активность лейкоцитов;
- определить комплементарную
активность сыворотки крови;
- определить С-реактивный белок;
- определить ревматоидный фактор в
сыворотке крови;
- определить антитела к ДНК;
- определить антинуклеарный фактор;
- определить циркулирующие иммунные
комплексы;
- определить альфа-фетопротеин;
- определить активность
анти-О-стрептолизина в сыворотке крови;
- определить активность
антигиалуронидазы в сыворотке крови.
- провести диагностику
по половому хроматину;
- окрасить хромосомный препарат с
помощью рутинной и дифференцированной окраски;
- уметь проводить
скрининг-тестирование (в зависимости от метода,
применяемого в лаборатории).
Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.И.Вялков