ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО   

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА     ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО     ОГЛАВЛЕНИЕ    НАЗАД    

 

Приложение 16 Утверждено
приказ Минздрава России
от 25.12.97 N 380

Квалификационная характеристика специалиста со средним медицинским образованием

Специальность: "Лабораторная диагностика" (повышенный уровень образования)

1. Общие знания:

     - основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

    - организация лабораторной службы в стране, ее задачи, структура и перспективы развития;

   - директивные документы, определяющие деятельность клинико-диагностической лаборатории;

    - основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей;

    - основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории;

    - современные методы лабораторной диагностики;

    - виды и принципы мониторинга качества лабораторных исследований;

    - причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;

    - основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории;

    - инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории;

    - правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований, сбора биоматериала, его транспортировки и хранения;

    - основы здорового образа жизни;

    - Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории;

    - основы медицины катастроф.

2. Специальные знания

     - основы анатомии и физиологии;

    - структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи;

    - структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей;

    - сущность типовых патологических процессов на клеточном, тканевом, системном уровнях;

    - лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте;

    - общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов и основных заболеваний человека;

    - клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья пациента;

    - основы функционирования здорового организма и факторы риска;

    - основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой;

    - правила и способы получения биоматериала для лабораторных исследований;

    - основы лабораторной диагностики основных заболеваний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекций;

    - основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного;

    - организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований;

    - влияние биологических факторов (возраст, пол, дневные ритмы, сезонные вариации и др.) на результаты лабораторных исследований;

    - влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, медицинских процедур и др. на результаты лабораторных исследований;

    - влияние терапии на лабораторные показатели.

 

По гематологическим исследованиям:

     - теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме);

    - морфологию клеток гемопоэза в норме;

    - понятия эффективный, неэффективный эритропоэз, мегакариопоэз, нейтропоэз;

    - понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения;

    - изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях;

    - изменения показателей миелограммы при реактивных состояниях;

    - причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;

    - особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и других заболеваниях);

    - понятия о миелоидной дисплазии;

    - изменения миелограммы при заболеваниях органов кроветворения;

    - основные принципы цитохимического анализа, диагностическое значение;

    - морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях, цитометрия, расчетные показатели.

 

По общеклиническим исследованиям:

     - теория образования мочи, функции почек, методы исследования, причины нарушения;

    - основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи;

    - морфология клеточных и других элементов мочи;

    - мочевые синдромы и их значение в диагностике заболеваний органов мочевой системы;

    - методы получения и исследования желудочного содержимого;

    - способ получения дуоденального содержимого;

    - физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки;

    - изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;

    - основные методы и диагностическое значение определения физических и химических показателей кала;

    - форменные элементы кала, их выявление;

    - копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы;

    - изменение копрологического анализа при наиболее частой  патологии органов пищеварительной системы;

    - значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;

    - ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;


    - морфология и клеточный состав отделяемою женских и мужских половых органов, цитограмма при различных заболеваниях;

    - лабораторная диагностика мужского бесплодия (исследование эякулята и секрета);

    - гормональное зеркало;

    - основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменения при различных патологических процессах.

 

По цитологическим исследованиям:

     - правила взятия и обработки материала для цитологических исследований;

    - морфологическую картину воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей;

    - основные признаки пролиферации, дисплазии, метаплазии, фоновых процессов;

    - признаки реактивной гиперплазии, опухолевых поражений, метастазирования.

 

По биохимическим исследованиям:

     - понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза;

    - нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния;

    - причины и виды патологии обменных процессов в организме;

    - система гемостаза;

    - патобиохимические механизмы развития основных синдромов;

    - лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях;

    - основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др.

 

По паразитологическим исследованиям:

     - основные морфологические характеристики гельминтов;

    - морфологические различия видов гельминтов и их яиц;

    - паразиты малярии, виды, стадии развития;

    - морфология малярийных паразитов;

    - простейшие - вид, стадии развития, морфология;

    - заболевания, вызванные простейшими;

    - правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов.

 

По иммунологическим исследованиям:

    - учение об иммунитете, виды иммунитета;

   - иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции;

   - антигены, виды, характеристика;

    - иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции;

   - взаимодействие антиген - антитело;

    - неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.;

    - молекулярные и молекулярно-клеточные основы иммунного ответа;

    - физиология иммунного ответа и иммунологическая толерантность;

    - трансплантационный иммунитет;

    - возрастные особенности иммунного статуса;

    - иммунодефицитные состояния;

    - иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани;

    - аллергия и атопические заболевания;

    - методы оценки иммунного статуса;

    - методы исследования неспецифической резистентности организма, клеточного и гуморального иммунитета;

    - изоантигены системы крови;

    - изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания.

 

По медико-генетическим исследованиям:

     - предмет и задачи медицинской генетики;

    - понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;

    - генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;

    - гены и признаки;

    - изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы;

    - методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.

 

3I. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам:

     - основные принципы биомедицинской этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований;

    - представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития;

    - механизмы функционирования природных экосистем;

    - принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды;

    - представление о гигиене как основе профилактической медицины;

    - общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств;

    - побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований;

    - представление о видах катастроф, их причинах последствиях;

    - представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах;

    - общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях;

    - представление о моделях, формах, уровнях и способах коммуникации, основы делового общения;

    - представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных.

4. Умения:

     - взять биологический материал для лабораторного исследования;

    - организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований;

    - организовать работу младшего (среднего) персонала в клинико-диагностической лаборатории;

    - подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа;

    - провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария;

    - произвести дезинфекцию биоматериала;

    - прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение;

    - регистрировать проведенные исследования;

    - вести учетно-отчетную документацию;

    - пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лаборатории исследований и подготовительных мероприятий;

    - пользоваться методами статистической обработки исследований для оценки качества лабораторных анализов;

    - проводить внутрилабораторный и межлабораторный контроль качества лабораторных исследований;

    - на основании анализа статистических показателей определить причины погрешностей (преаналитические и аналитические) и разработать мероприятия для повышения точности и надежности лабораторных исследований;

    - участвовать в разработке и внедрении новых методов лабораторного анализа;

    - на основании результатов дать качественную и количественную оценку объекта исследований;

    - дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования;

    - по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях;

    - строить калибровочные графики;

    - приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования клеточных элементов;

   - отобрать материал для микроскопического исследования;

   - адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую помощь при несчастных случаях;

    - работать с ЭВМ на уровне пользователя;

    - владеть техникой микроскопирования: световая микроскопия, поляризационная микроскопия, фазово-контрастная микроскопия, флуоресцентная микроскопия.

 

По гематологическим исследованиям:

     - взять капиллярную кровь для лабораторного анализа;

    - определить гемоглобин;

    - определить свободный гемоглобин плазмы;

    - подсчитать количество эритроцитов в крови;

    - определить серповидность эритроцитов;

    - определить гематокритную величину;

    - рассчитать среднюю концентрацию гемоглобина в эритроците, среднее содержание гемоглобина в эритроците, средний объем эритроцитов;

    - измерить диаметр эритроцитов;

    - построить график распределения эритроцитов по величине диаметра (кривая Прайс-Джонса);

    - определить осмотическую резистентность эритроцитов;

    - подсчитать эритроциты с базофильной зернистостью;

    - подсчитать ретикулоциты;

    - подсчитать тромбоциты;

    - определить скорость оседания эритроцитов;

    - подсчитать количество лейкоцитов;

    - подготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы;

    - подсчитать лейкоцитарную формулу;

    - дифференцировать нормальные, морфологически измененные и патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы;

    - подсчитать миелокариоциты;

    - подсчитать мегакариоциты;

    - дифференцировать клетки костного мозга;

    - подсчитать сидероциты и сидеробласты (в мазках крови и костного мозга);

    - приготовить лейкоконцентрат;

    - обнаружить клетки красной волчанки (LE-клетки);

    - приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты;

    - исследовать кровь на малярийные паразиты;

    - определить фекальный гемоглобин;

    - приготовить препараты для цитохимического исследования клеток циркулирующей крови и костного мозга;

    - определить активность ферментов в клетках циркулирующей крови и костного мозга: щелочной фосфотазы, кислой фосфотазы, альфанафтилацетатэстеразы, пероксидазы;

    - определить нейтральные мукополисахариды в клетках циркулирующей крови и костного мозга;

    - определить вязкость крови.

 

По общеклиническим исследованиям:

     исследование мочи:

    - провести пробу по Зимницкому;

    - определить физические и химические свойства;

    - приготовить препараты для микроскопического исследования;

    - микроскопическое исследование осадка;

    - подсчитать количество форменных элементов осадка;

    исследование желудочной секреции:

    - определить количество, цвет, запах, слизь, патологические примеси;

    - определить кислотность методом титрования;

    - определить активность пепсина;

    - определить наличие молочной кислоты;

    - приготовить препараты для микроскопического исследования;

    - микроскопическое исследование желудочного содержимого;

    исследование дуоденального содержимого:

    - определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев;

    - приготовить препараты для микроскопического исследования;

    - микроскопическое исследование;

    исследование кала:

    - определить физические и химические свойства;

    - приготовить препараты для микроскопического исследования;

    - микроскопическое исследование;

    - обнаружить яйца гельминтов;

    - обнаружить простейшие;

    исследование спинномозговой жидкости:

    - определить физические и химические свойства;

    - определить количество форменных элементов (цитоз);

    - дифференцировать клеточные элементы в нативных и окрашенных препаратах;

    исследование экссудатов и транссудатов:

    - определить физические и химические свойства;

    - приготовить препараты для микроскопического исследования;

    - микроскопическое исследование;

    исследование мокроты:

    - определить количество, цвет, характер, консистенцию, запах, деление на слои;

    - приготовить препараты для микроскопического исследования;

    - микроскопическое исследование;

    - приготовить препараты и обнаружить гемосидерин;

    - приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза;

    - обнаружить микобактерии туберкулеза;

    исследования отделяемого из половых органов:

    - окрасить препараты для микроскопического исследования;

    - определить степень чистоты влагалищного содержимого;

    - определить трихомонады и гонококки;

    - обнаружить бледную спирохету;

    - определить гормональный профиль;

    - исследовать секрет простаты;

    - определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята;

    - приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята;

    - определить подвижность сперматозоидов;

    - подсчитать количество сперматозоидов в 1 мл и во всем эякуляте;

    - определить "живые" и "мертвые" сперматозоиды;

    - стимулировать подвижность сперматозоидов ("оживление");

     - обнаружить фруктозу в эякуляте;

    исследование при грибковых поражениях:

    - приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос, ногтей;

    - идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей.

 

По цитологическим исследованиям:

     - приготовить стекла, фиксаторы, красители;

    - окрасить цитологические препараты;

    - цитохимическое исследование цитологического материала: PAS-реакция, выявление липидов, определение активности кислой фосфатозы, определение активности щелочной фосфатазы, определение активности пероксидазы, определение гемосидерина;

    - отбор материала, приготовление и окраска препаратов для цитологических исследований (пунктаты из опухолей различной локализаци, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров и др.);

    - микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).

 

По клинической биохимии:

     биохимические исследования:

    - определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.);

    - определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.);

    - показатели углеводного обмена;

    - определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок);

    - определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.);

    - показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови;

    - определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.);

    - определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.;

 

Токсикологические исследования:

     - определить мышьяк в крови, моче и тканях;

    - определить ртуть в крови, моче и тканях;

    - определить свинец в крови, моче и тканях;

    - определить алкалоиды в биологических материалах.

    - определить снотворные и седативные препараты в биологических материалах;

    показатели состояния гемостаза:

    - определить активированное время рекальцификацин плазмы;

    - определить протромбиновое время (тромбопластиновое);

    - определить содержание фибриногена в плазме;

    - определить толерантность плазмы к гепарину;

    - определить время кровотечения;

    - определить время свертывания крови;

    - определить степень ретракции кровяного сгустка;

    - аутокоагуляционный тест.

 

По паразитологическим исследованиям:

     - идентифицировать малярийные паразиты в препаратах крови;

    - идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале.

 

По иммунологическим исследованиям:

     иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезнен и реакций неспецифического иммунитета:

    - определить группу крови по системе АВО;

    - определить резус-фактор;

    - прямая и непрямая пробы Кумбса;

    - серологические исследования для диагностики сифилиса;

    серологические исследования для диагностики инфекционных болезней:

    - агглютинация на стекле;

    - развернутая агглютинация;

    - пассивная агглютинация;

    - торможение агглютинации;

    - преципитация (кольцепреципетация и преципитация в геле);

    клиническая иммунология:

    - определить количество Т- и В-лимфоцитов в периферической крови;

    - определить концентрацию различных классов иммуноглобулинов;

    - определить фагоцитарную активность лейкоцитов;

    - определить комплементарную активность сыворотки крови;

    - определить С-реактивный белок;

    - определить ревматоидный фактор в сыворотке крови;

    - определить антитела к ДНК;

    - определить антинуклеарный фактор;

    - определить циркулирующие иммунные комплексы;

    - определить альфа-фетопротеин;

    - определить активность анти-О-стрептолизина в сыворотке крови;

    - определить активность антигиалуронидазы в сыворотке крови.

 

По медико-генетическим исследованиям:

     - провести диагностику по половому хроматину;

    - окрасить хромосомный препарат с помощью рутинной и дифференцированной окраски;

    - уметь проводить скрининг-тестирование (в зависимости от метода, применяемого в лаборатории).

Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.И.Вялков

 

НАЗАД            ОГЛАВЛЕНИЕ      ВВЕРХ     

 

Hosted by uCoz