Приложение 17 Утверждено
приказ Минздрава России
от 25.12.97 N 380
Специальность: "Лабораторная
диагностика" (базовый уровень образования)
- основы
законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан;
- организация лабораторной службы в
стране, ее задачи;
- этические и правовые нормы
отношения человека к человеку, обществу,
окружающей среде;
- основные требования к организации
делопроизводства в клинико-диагностической
лаборатории;
- основы техники безопасности при
работе в клинико-диагностической лаборатории;
- инструктивные материалы по
соблюдению правил
санитарно-противоэпидемического режима в
клинико-диагностической лаборатории;
- правила сбора, транспортировки и
хранения биоматериала;
- правила подготовки пациента для
различных лабораторных исследований;
- основные методы лабораторной
диагностики;
- причины и условия возникновения
преаналитических и аналитических погрешностей
при проведении лабораторного анализа;
- основы здорового образа жизни;
- Устав и Правила внутреннего
распорядка лечебно-профилактического
учреждения, должностные инструкции
клинико-диагностической лаборатории;
- основы анатомии и
физиологии;
- структура и функции органов
кроветворения, нервной ткани, пищеварительной,
дыхательной, мочевыделительной, половой и других
систем, строение и функции желез, серозных
оболочек, кожи;
- структура и функции клетки,
возрастные особенности клеточного состава
органов, тканей и биожидкостей;
- лабораторные показатели
функционирования человеческого организма в
условиях нормы и возрастном аспекте;
- клиническое значение лабораторных
исследований в диагностике заболеваний и
состояния здоровья пациента;
- основы функционирования здорового
организма и факторы риска;
- основные принципы взаимодействия
организма человека с окружающей средой;
- организация внутрилабораторного
контроля качества лабораторных исследований;
- общие закономерности
возникновения, развития и течения
патологических процессов в организме.
- теорию кроветворения
(кинетику клеток гемопоэза, функции, место
пребывания в организме);
- морфологию клеток гемопоэза в
норме;
- понятия эритроцитоз и эритропения,
лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и
тромбоцитопения;
- изменения показателей гемограммы
при реактивных состояниях;
- причины и лабораторные признаки
внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;
- морфологические особенности
эритроцитов при различных анемиях.
- теория образования
мочи, функции почек;
- основные методы и диагностическое
значение исследования физических, химических
показателей мочи;
- морфология клеточных и других
элементов мочи;
- изменение анализа мочи при
наиболее часто встречающихся заболеваниях почек
и мочевыводящих путей;
- методы исследования функций
желудка;
- способы получения желудочного
содержимого;
- способы получения дуоденального
содержимого;
- физико-химический и
морфологический состав содержимого желудка и
двенадцатиперстной кишки;
- изменения состава содержимого
желудка и двенадцатиперстной кишки при
различных заболеваниях пищеварительной системы;
- основные методы и диагностическое
определение физических и химических показателей
кала;
- форменные элементы кала, их
выявление;
- копрологические синдромы и их
значение в диагностике заболеваний
пищеварительной системы, печени, поджелудочной
железы;
- изменение копрологического
анализа при наиболее частой патологии органов
пищеварительной системы;
- значение лабораторных показателей
при исследовании мокроты (физические свойства,
морфология форменных элементов) для диагностики
заболеваний дыхательных путей;
- ликвор и выпотные жидкости -
морфологический состав, физико-химические
свойства, лабораторные показатели при
инфекционно-воспалительных процессах, травмах,
опухолях и др.;
- цель и методы исследования
отделяемого женских и мужских половых органов.
- правила взятия и
обработки материала для цитологических
исследований;
- морфологическую картину
воспалительного процесса, грануломатозной и
грануляционной тканей.
- понятие о гомеостазе,
биохимические механизмы сохранения
(поддержания) гомеостаза;
- нормальная физиология обмена
белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов,
водно-минерального, кислотно-основного
состояния;
- причины и виды патологии обменных
процессов в организме;
- система гемостаза;
- лабораторные показатели нарушения
обмена веществ при наиболее часто встречающихся
заболеваниях;
- основные методы исследования
обмена веществ, гормонов, ферментов, системы
гемостаза и др.
- основные
морфологические характеристики гельминтов;
- морфологические различия видов
гельминтов и их яиц;
- паразиты малярии, виды, стадии
развития;
- морфология малярийных паразитов;
- простейшие - вид, стадии развития,
морфология;
- заболевания, вызванные простейшими;
- правила приготовления препаратов для
исследования морфологии паразитов.
- учение об иммунитете,
виды иммунитета;
- иммунная система,
иммунокомпетентные клетки и их функции;
- антигены, виды, характеристика;
- иммуноглобулины (антитела),
классификация, структура и функции;
- взаимодействие антиген - антитело;
- неспецифические факторы иммунной
реактивности организма, фагоцитарная система,
система комплемента, интерфероны и др.;
- иммунодефицитные состояния;
- иммунологическая система при
инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных
процессах, заболеваниях соединительной ткани;
- аллергия и атопические
заболевания;
- изоантигены системы крови;
- изоиммунизация и аутоиммунизация,
конфликты матери и плода, иммунные и
аутоиммунные заболевания.
- предмет и задачи
медицинской генетики;
- понятие о наследственных болезнях
и болезнях с наследственной
предрасположенностью;
- генетика человека: молекулярные и
цитологические основы наследственности;
- гены и признаки;
- изменчивость: мутационная
изменчивость, классификация мутаций, мутагенные
факторы.
- представление о
биосфере как системе, ее свойствах, динамике и
перспективах развития;
- механизмы функционирования
природных экосистем;
- принципы формирования здорового
образа жизни и профилактики заболеваний в разные
возрастные периоды;
- представление о гигиене как основе
профилактической медицины;
- представление о видах катастроф и
их последствиях для здоровых людей;
- представление о наиболее
распространенных патологических процессах в
организме при различных катастрофах;
- общие принципы оказания
неотложной помощи при несчастных случаях;
- представление о моделях, формах,
уровнях и способах коммуникации, основы делового
общения;
- представление о типах ЭВМ,
основных операционных системах, текстовых
редакторах, базах данных.
- взять биологический
материал для лабораторного исследования;
- организовать рабочее место для
выполнения лабораторных исследований;
- организовать работу младшего
персонала в клинико-диагностической
лаборатории;
- подготовить лабораторную посуду,
инструментарий и оборудование для проведения
лабораторного анализа;
- провести стерилизацию
лабораторной посуды и инструментария;
- произвести дезинфекцию
биоматериала;
- прием, маркировка и регистрация
поступившего в лабораторию биоматериала,
хранение;
- регистрировать проведенные
исследования;
- вести учетно-отчетную
документацию;
- пользоваться лабораторной
аппаратурой при выполнении лабораторных
исследований и подготовительных мероприятий;
- на основании результатов дать
качественную и количественную оценку
исследований;
- дифференцировать нормальные и
патологические показатели результатов
лабораторного исследования;
- по результатам анализа
выявлять признаки типовых патологических
процессов в органах и тканях;
- строить калибровочные графики;
- приготовить, зафиксировать и
окрасить препараты для исследования клеточных
элементов;
- отобрать материал для
микроскопического исследования;
- адекватно оценивать ситуацию и
оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- работать с ЭВМ на уровне
пользователя;
- владеть техникой
микроскопирования:
световая микроскопия.
- взять капиллярную
кровь для лабораторного анализа;
- определить гемоглобин;
- определить свободный гемоглобин
плазмы;
- подсчитать количество эритроцитов
в крови;
- определить серповидность
эритроцитов;
- определить гематокритную
величину;
- определить осмотическую
резистентность эритроцитов;
- подсчитать ретикулоциты;
- подсчитать тромбоциты;
- определить скорость оседания
эритроцитов;
- подсчитать количество лейкоцитов;
- приготовить, зафиксировать,
окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной
формулы;
- подсчитать лейкоцитарную формулу;
- приготовить лейкоконцентрат;
- приготовить препараты крови для
исследования на малярийные паразиты;
- приготовить препараты для
цитохимического исследования клеток
циркулирующей крови и костного мозга;
- определить вязкость крови.
исследование мочи:
- определить физические и
химические свойства мочи;
- приготовить препараты и
промикроскопировать осадок;
- идентифицировать клеточные и
другие элементы в осадке;
- подсчитать количество форменных
элементов осадка;
- дифференцировать лабораторные
исследования на уровне норма-патология;
исследование желудочной секреции:
- определить количество, цвет, запах,
слизь, патологические примеси;
- определить активность пепсина;
- обнаружить молочную кислоту;
- приготовить препараты для
микроскопического исследования;
исследование дуоденального
содержимого:
- определить количество, цвет,
прозрачность, наличие хлопьев;
- подготовить препараты для
микроскопического исследования;
исследование кала:
- определить физические и
химические свойства;
- приготовить препараты для
микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование
(выявить отклонение от нормы);
- обнаружить яйца гельминтов;
- обнаружить простейшие;
исследование спинномозговой
жидкости:
- определить цвет, прозрачность
фибринозную пленку;
- обнаружить и определить белок;
- определить количество форменных
элементов (цитоз);
исследование экссудатов и
транссудатов:
- определить количество, характер,
цвет, прозрачность, относительную плотность;
- обнаружить и определить белок;
- приготовить препараты для
микроскопического исследования;
исследование мокроты:
- определить количество, цвет,
характер, консистенцию, запах, деление на слои;
- приготовить препараты и
обнаружить гемосидерин;
- приготовить окрашенные препараты
для обнаружения микобактерий туберкулеза;
исследования отделяемого из
половых органов:
- окрасить препараты для
микроскопического исследования;
- определить степень чистоты
влагалищного содержимого;
- определить цвет, количество, запах,
вязкость, рН эякулята;
- приготовить препараты для
микроскопического исследования эякулята;
исследование при грибковых
поражениях:
- приготовить препараты для
микроскопического исследования из кожи, волос,
ногтей;
- идентифицировать элементы в
препаратах кожи, волос, ногтей.
- приготовить стекла,
фиксаторы, красители;
- окрасить цитологические
препараты;
- цитохимическое исследование
цитологического материала: PAS-реакция, липиды,
ферменты);
- отбор материала, приготовление и
окраска препаратов для цитологических
исследований (пунктаты из опухолей различной
локализаци, транссудаты, экссудаты, секреты,
экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий,
язв, ран, свищей, материал гинекологических
осмотров и др.);
- микроскопическое исследование
материала, полученного при гинекологических
профилактических осмотрах (скрининг).
биохимические
исследования:
- определить показатели белкового
обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину,
мочевую кислоту, креатинин и др.);
- определить показатели липидного
обмена (липопротеиды, фракции липоротеидов,
холестерин, фосфолипиды и др.);
- показатели углеводного обмена;
- определить белки острой фазы
воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты,
С-реактивный белок);
- определить показатели
минерального обмена в плазме крови, моче (натрий,
калий, хлориды, кальций, железо и др.);
- показатели кислотно-основного
равновесия (КОР) крови;
- определить активность ферментов в
сыворотке крови и моче
(аспартатаминотрансферазы,
аланинаминотрансферазы, креатинкиназы,
лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной
фосфатазы и др.);
- определить показатели
гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче,
17-оксикортикостероидов и др.;
показатели состояния гемостаза:
- активированное время
рекальцификации плазмы;
- протромбиновое время
(тромбопластиновое);
- содержание фибриногена в плазме
крови;
- толерантность плазмы к гепарину;
- время кровотечения;
- время свертывания крови;
- степень ретракции кровяного
сгустка.
- различать на
препаратах представителей класса членистоногих;
- идентифицировать чесоточного
зудня в соскобе кожи;
- идентифицировать яйца
гельминтов и личинок гельминтов в кале.
иммунологические
исследования для диагностики неинфекционных
болезней и реакций неспецифического иммунитета:
- определить группу крови по системе
АВО;
- определить резус-фактор;
- прямая и непрямая пробы Кумбса;
серологические исследования для
диагностики сифилиса:
- серологические реакции;
- агглютинация на стекле;
- развернутая агглютинация;
- преципитация (кольцепреципитация
и преципитация в геле).
Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.И.Вялков