Приложение 20 УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 25.12.97 N 380
+------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ вторая ¦ первая ¦высшая ¦ ¦ ¦ катег. ¦ катег. ¦ катег. ¦ +------------------------------------------------------------------+ 1. Общие знания: - основы законодательства Российской + + + Федерации об охране здоровья граждан; - организацию лабораторной службы в + + + стране, ее задачи, структуру и - перспективы развития; - значение лабораторных клинических + + + исследований для сохранения здоровья пациента и диагностики заболеваний; - основы медицинской статистики, + + + учета и анализа основных клинико-диагностических показателей; - основные требования к организации + + + делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории; - современные методы лабораторной + + + диагностики; - - виды и принципы мониторинга + + + качества лабораторных исследований; - - причины и условия возникновения + + + преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа; - основы техники безопасности при + + + работе в клинико-диагностической лаборатории; - инструктивные материалы по + + + соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории; - Устав и Правила внутреннего + + + распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории; - основы медицины катастроф. + + + 2. Специальные знания: - основы анатомии и физиологии; + + + - структуру и функции органов + + + кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи; - структуру и функции клетки, + + + возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; - сущность типовых патологических + + + процессов на клеточном, тканевом, - системном уровнях; - лабораторные показатели + + + функционирования человеческого - организма в условиях нормы и возрастном аспекте; - общие закономерности возникновения, + + + развития и течения патологических - процессов и основных заболеваний человека; - основы функционирования здорового + + + организма и факторы риска; - - основные принципы взаимодействия + + + организма человека с окружающей средой; - правила и способы получения + + + биоматериала для лабораторных исследований; - основы лабораторной диагностики + + + основных заболеваний системы крови, - системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекций; - основы комплексного подхода к - + + лабораторному обследованию больного; - - правила приготовления реактивов; + + + - организацию внутри- и + + + межлабораторного контроля качества - - лабораторных исследований; - правила подготовки пациента для + + + различных лабораторных исследований; - влияние биологических факторов, + + + терапии, пищи и др. на результаты - лабораторного анализа; - значение и методы лабораторного - + + обнаружения лекарственных веществ, - ядов, токсинов в биожидкостях. По гематологическим исследованиям: - теорию кроветворения (кинетику + + + клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме); - морфологию клеток гемопоэза в + + + норме; - понятия эффективный, неэффективный - + + эритропоэз, мегакариопоэз, - нейтропоэз; - понятия эритроцитоз и эритропения, + + + лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; - изменения показателей гемограммы - + + при реактивных состояниях; - изменения показателей миелограммы - - + при реактивных состояниях; - причины и лабораторные признаки - + + внутриклеточного и внутрисосудистого - гемолиза; - особенности изменения гемограммы - - + при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и др. заболеваниях); - понятия о миелоидной дисплазии; - - + - изменения миелограммы при - - + заболеваниях органов кроветворения; - основные принципы цитохимического - - + анализа, диагностическое значение; - морфологические особенности - + + эритроцитов при различных анемиях. - По общеклиническим исследованиям: - значение лабораторных показателей + + + при исследовании мокроты (физические - свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей; - основные методы и диагностическое + + + значение исследования физических, химических показателей мочи; - морфологию клеточных и других + + + элементов мочи; - мочевые синдромы и их значение в - + + диагностике заболеваний органов мочевой системы; - основные методы и диагностическое + + + значение определения физических и химических показателей кала; - форменные элементы кала, их + + + выявление; - копрологические синдромы и их - + + значение в диагностике заболеваний - пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы; - изменение копрологического анализа + + + при наиболее частой патологии органов - пищеварительной системы; - физико-химический и морфологический + + + состав содержимого желудка и - двенадцатиперстной кишки; - изменения состава содержимого + + + желудка и двенадцатиперстной кишки - при различных заболеваниях пищеварительной системы; - ликвор и выпотные жидкости - + + + морфологический состав, - физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.; - морфологию и клеточный состав - + + отделяемого женских и мужских половых - органов; - лабораторную диагностику мужского - + + бесплодия; - - гормональное зеркало; - + + - - основные характеристики эпителия + + + кожи, волос, ногтей и их изменения при различных патологических процессах. По цитологическим исследованиям: - правила взятия и обработки + + + материала для цитологических исследований; - морфологическую картину + + + воспалительного процесса, - грануломатозной и грануляционной тканей; - основные признаки пролиферации, - - - дисплазии, метаплазии, фоновых процессов; - признаки реактивной гиперплазии, - + + опухолевых поражений, - метастазирования. По биохимическим исследованиям: - понятие о гомеостазе, биохимические + + + механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза; - нормальную физиологию обмена + + + белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния; - причины и виды патологии обменных + + + процессов в организме; - систему гемостаза; + + + - - патобиохимические механизмы - + + развития основных синдромов; - - лабораторные показатели нарушения - + + обмена веществ при наиболее часто - встречающихся заболеваниях; - основные методы исследования обмена + + + веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др. По паразитологическим исследованиям: - основные морфологические + + + характеристики гельминтов; - морфологические различия видов + + + гельминтов и их яиц; - паразитов малярии, виды, стадии + + + развития; - морфологию малярийных паразитов; + + + - простейшие - вид, стадии развития, + + + морфология; - заболевания, вызванные простейшими; + + + - - правила приготовления препаратов + + + для исследования морфологии паразитов. По иммунологическим исследованиям: - учение об иммунитете, виды + + + иммунитета; - иммунную систему, + + + иммунокомпетентные клетки и их функции; - антигены: виды, характеристика; + + + - иммуноглобулины (антитела), + + + классификация, структура и функции; - взаимодействие антиген - антитело; + + + - неспецифические факторы иммунной + + + реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.; - молекулярные и - + + молекулярно-клеточные основы - иммунного ответа; - трансплантационный иммунитет; - + + - - возрастные особенности иммунного + + + статуса; - - иммунодефицитные состояния; + + + - - иммунологическую систему при + + + инфекциях, опухолях, - лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани; - аллергию и атопические заболевания; + + + - методы оценки иммунного статуса; - + + - методы исследования неспецифической - + + резистентности организма, клеточного - и гуморального иммунитета; - изоантигены системы крови; + + + - изоиммунизацию и аутоиммунизацию, + + + конфликты матери и плода, иммунные и - аутоиммунные заболевания. По медико-генетическим исследованиям: - предмет и задачи медицинской + + + генетики; - понятие о наследственных болезнях и + + + болезнях с наследственной предрасположенностью; - генетику человека: молекулярные и - - + цитологические основы наследственности; - гены и признаки; - - + - изменчивость: мутационная - - + изменчивость, классификация мутаций, мутогенные факторы. - метод диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные. 3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам: - основные принципы биомедицинской + + + этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований; - представление о биосфере как + + + системе, ее свойствах, динамике и - перспективах развития; - механизмы функционирования + + + природных экосистем; - - принципы формирования здорового + + + образа жизни и профилактики - заболеваний в разные возрастные периоды; - представление о гигиене как основе + + + профилактической медицины; - общие принципы фармакокинетики и + + + фармакодинамики основных - лекарственных средств; - побочные действия основных групп + + + лекарственных средств и изменения - - результатов лабораторных исследований; - представление о видах катастроф, их + + + причинах и последствиях; - представление о наиболее + + + распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах; - общие принципы оказания неотложной + + + помощи при несчастных случаях; - - представление о типах ЭВМ, основных + + + операционных системах, текстовых редакторах, базах данных. 4. Умения: - взять биологический материал для + + + лабораторного исследования; - организовать рабочее место для + + + выполнения лабораторных исследований; - организовать работу младшего + + + (среднего) персонала в клинико-диагностической лаборатории; - подготовить лабораторную посуду, + + + инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа; - провести стерилизацию лабораторной + + + посуды и инструментария; - провести дезинфекцию биоматериала; + + + - прием, маркировка и регистрация + + + поступившего в лабораторию биоматериала, хранение; - регистрировать проведенные + + + исследования; - вести учетно-отчетную документацию; + + + - пользоваться лабораторной + + + аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий; - пользоваться методами + + + статистической обработки исследований - для оценки качества лабораторных анализов; - проводить внутрилабораторный и + + + межлабораторный контроль качества - лабораторных исследований; - на основании анализа статистических + + + показателей определить причины - погрешностей (преаналитические и аналитические) и разработать мероприятия для повышения точности и надежности лабораторных исследований; - участвовать в разработке и - + + внедрении новых методов лабораторного - анализа; - на основании результатов анализа + + + дать качественную и количественную оценку объекта исследований; - дифференцировать нормальные и + + + патологические показатели результатов лабораторного исследования; - по результатам анализа выявлять + + + признаки типовых патологических - процессов в органах и тканях; - строить калибровочные графики; + + + - приготовить, зафиксировать и + + + окрасить препараты для исследования клеточных элементов; - отобрать материал для + + + микроскопического исследования; - адекватно оценивать ситуацию и + + + оказывать первую помощь при несчастных случаях; - работать с ЭВМ на уровне + + + пользователя; - владеть техникой микроскопирования: + + + световая микроскопия, поляризационная микроскопия, фазово-контрастная микроскопия, флуоресцентная микроскопия. По гематологическим исследованиям: - взять капиллярную кровь для + + + лабораторного исследования; - определить гемоглобин; + + + - определить свободный гемоглобин + + + плазмы; - подсчитать количество эритроцитов в + + + крови; - определить серповидность + + + эритроцитов; - - определить гематокритную величину; + + + - рассчитать среднюю концентрацию + + + гемоглобина в эритроците, средний объем эритроцитов; - построить график распределения + + + эритроцитов по величине диаметра (кривая Прайс-Джонса); - определить осмотическую + + + резистентность эритроцитов; - подсчитать эритроциты с базофильной + + + зернистостью; - - подсчитать ретикулоциты; + + + - подсчитать тромбоциты; + + + - определить скорость оседания + + + эритроцитов; - подсчитать количество лейкоцитов; + + + - приготовить, зафиксировать, + + + окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы; - подсчитать лейкоцитарную формулу; + + + - дифференцировать нормальные, + + + морфологически измененные и патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы; - подсчитать миелокариоциты; + + + - - подсчитать мегакариоциты; + + + - - дифференцировать клетки костного + + + мозга; - - подсчитать сидероциты и + + + сидеробласты (в мазках крови и костного мозга); - приготовить лейкоконцентрат; + + + - обнаружить клетки красной волчанки + + + (LE-клетки); - - приготовить препараты крови для + + + исследования на малярийные паразиты; - исследовать кровь на малярийные + + + паразиты; - приготовить препараты для + + + цитохимического исследования клеток крови и костного мозга; - определить активность ферментов в + + + клетках крови; - - определить липиды в клетках крови; + + + - - определить нейтральные + + + мукополисахариды в клетках крови и - костного мозга; - определить вязкость крови. + + + По общеклиническим исследованиям: исследование мочи: - определить физические и химические + + + свойства; - определить химические показатели + + + мочи (белок, глюкоза, билирубин, уробилиноиды, кетоновые тела и др.); - провести пробу по Зимницкому; + + + - подготовить препараты для + + + микроскопического исследования; - микроскопическое исследование + + + осадка; - подсчитать количество форменных + + + элементов осадка; исследование желудочной секреции: - определить физические и химические + + + свойства; - произвести химическое исследование + + + (кислотность, активность пепсина, молочную кислоту); - приготовить препараты для + + + микроскопического исследования; - микроскопическое исследование + + + желудочного содержимого; исследование дуоденального содержимого: - определить количество, цвет, + + + прозрачность, наличие хлопьев; - подготовить препараты для + + + микроскопического исследования; - микроскопическое исследование; + + + исследование кала: - определить физические и химические + + + свойства; - приготовить препараты для + + + микроскопического исследования; - микроскопическое исследование; + + + - обнаружить яйца гельминтов; + + + - обнаружить простейшие; + + + исследование спинномозговой жидкости: - определить цвет, прозрачность, + + + фибринозную пленку; - обнаружить и определить белок; + + + - определить количество форменных + + + элементов (цитоз); - дифференцировать клеточные элементы + + + в нативных и окрашенных препаратах; исследование экссудатов и транссудатов: - определить физические и химические + + + свойства; - обнаружить и определить белок; + + + - приготовить препараты для + + + микроскопического исследования; - микроскопическое исследование; + + + - исследование мокроты: - определить количество, цвет, + + + характер, консистенцию, запах, деление на слои; - приготовить препараты для + + + микроскопического исследования; - микроскопическое исследование; + + + - - приготовить препараты и обнаружить + + + гемосидерин; - приготовить окрашенные препараты + + + для обнаружения микобактерий туберкулеза; - обнаружить микобактерии + + + туберкулеза; - исследование отделяемого из половых органов: - окрасить препараты для + + + микроскопического исследования; - определить степень чистоты + + + влагалищного содержимого; - обнаружить трихомонады и гонококки; + + + - обнаружить бледную спирохету; + + + - - определить гормональный профиль; + + + - - исследовать секрет простаты; + + + - - - определить цвет, количество, запах, + + + вязкость, рН эякулята; - приготовить препараты для + + + микроскопического исследования эякулята; - определить подвижность + + + сперматозоидов; - подсчитать количество + + + сперматозоидов в 1 мл и во всем - эякуляте; - определить "живые" и "мертвые" + + + сперматозоиды; - - стимулировать подвижность + + + сперматозоидов ("оживление"); - - обнаружить фруктозу в эякуляте; + + + - исследование при грибковых поражениях: - приготовить препараты для + + + микроскопического исследования из кожи, волос, ногтей; - идентифицировать элементы в + + + препаратах кожи, волос, ногтей. По цитологическим исследованиям: - приготовить стекла, фиксаторы, + + + красители; - окрасить цитологические препараты; + + + - цитохимические исследования + + + цитологического материала: - (PAS-реакция, липиды, ферменты); - отбор доставленного материала, + + + приготовление и окраска препаратов для цитологического исследования (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров, материал, полученный при эндоскопических исследованиях и др.); - микроскопическое исследование + + + материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг). биохимические исследования: - определить показатели белкового + + + обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.); - определить показатели липидного + + + обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.); - показатели углеводного обмена; + + + - определить белки острой фазы + + + воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок); - определить показатели минерального + + + обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.); - показатели кислотно-основного + + + равновесия (КОР) крови; - определить активность ферментов в + + + сыворотке крови и моче (аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.); - определить показатели гормонального + + + профиля: 17-кетостероидов в моче, 17- оксикортикостероидов и др.; токсикологические исследования: - определить мышьяк в крови, моче и + + + тканях; - - - определить ртуть в крови, моче и + + + тканях; - - - определить свинец в крови, моче и + + + тканях; - - - определить алколоиды в + + + биологических материалах; - - - определить снотворные и седативные + + + препараты в биологических материалах; - - - газохроматографический анализ + + + летучих соединений (этанол, метанол, - - ацетон, эфир, бензол); показатели состояния гемостаза: - определить активированное время + + + рекальцификации плазмы (разными методами); - определить протромбиновое время + + + (тромбопластиновое) разными методами; - определить содержание фибриногена в + + + плазме крови; - определить растворимые комплексы + + + фибриномономеров (РКФМ) или другие - - паракоагуляционные тесты; - определить тромбиновое время (ТВ) с + + + протаминсульфатом н рептилазное - - время; - определить фибринолитическую + + + активность плазмы; - - - определить агрегацию и адгезию + + + тромбоцитов; - - - продукты деградации фиброногена + + + (фибрина) (ПДФ); - определить плазменные факторы + + + свертывания крови; - определить толерантность плазмы к + + + гепарину или определить антитромбин III; - определить время кровотечения; + + + - определить время свертывания + + + цельной крови; - определить степень ретракции + + + кровяного сгустка или определить степень ретракции плазменного сгустка; - аутокоагуляционный тест. + + + - - По паразитологическим исследованиям: - различать на препаратах + + + представителей класса членистоногих; - - - идентифицировать чесоточного зудня + + + в соскобе кожи; - - - идентифицировать малярийных + + + паразитов в препаратах крови; - - - идентифицировать яйца гельминтов и + + + личинок гельминтов в кале. - - По иммунологическим исследованиям: иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета: - определить группу крови по системе + + + АВО; - определить резус-фактор; + + + - прямая проба Кумбса; + + + - непрямая проба Кумбса; + + + - определить антилейкоцитарные - - + антитела (лейколизины, лейкоагглютинины); - определить антитромбоцитарные - - + антитела (тромбоцитолизины); серологические исследования для диагностики сифилиса; серологические реакции: - агглютинация на стекле; + + + - развернутая агглютинация; + + + - пассивная агглютинация; + + + - торможение агглютинации; + + + - - преципетация (кольцепреципетация и + + + преципетация в геле); - связывание комплемента; + + + - - прямая и непрямая РИФ; - + + - - ИФА; - + + - - ПЦР; - + + - клиническая иммунология: - определить количество Т- и + + + В-лимфоцитов в периферической крови; - - - определить концентрацию различных + + + классов иммуноглобулинов; - - - определить фагоцитарную активность + + + лейкоцитов; - - - определить комплементарную + + + активность сыворотки крови; - определить ревматоидный фактор в + + + сыворотке крови; - - - определить антитела в ДНК; + + + - - определить антинуклеарный фактор; + + + - - определить циркулирующие иммунные + + + комплексы; - - определить альфа-фетопротеин; + + + - - определить активность + + + анти-О-стрептолизина в сыворотке крови; - определить активность + + + антигиалуронидазы в сыворотке крови; - маркеры опухолей - - + (иммунофлуоресцентный, иммунолюминисцентный анализ и др.) По медико-генетическим исследованиям: - провести диагностику по половому + + + хроматину; - - определить Х и Y хромосому; - + + - - исследовать кариотип; - - + - культивировать лимфоциты и - + + приготовить препараты культуры - лимфоцитов для хромосомного анализа; - приготовить хромосомные препараты; - + + - - окрасить хромосомный препарат с + + + помощью рутинной и дифференцированной окраски; - уметь проводить - + + скриннинг-тестирование (в зависимости - от метода, применяемого в лаборатории).
Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.И.Вялков