Приложение 21 УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 25.12.97 N 380
+------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ вторая ¦ первая ¦высшая ¦ ¦ ¦ катег. ¦ катег. ¦ катег. ¦ +------------------------------------------------------------------+ 1. Общие знания: - Конституцию Российской Федерации, + + + этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде; - основы законодательства Российской + + + Федерации об охране здоровья граждан; - организацию лабораторной службы в + + + стране, ее задачи, структуру и перспективы развития; - основы медицинской статистики, + + + учета и анализа основных клинико-диагностических показателей; - основные требования к организации + + + делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории; - современные методы лабораторной + + + диагностики; - - виды и принципы мониторинга - + + качества лабораторных исследований; - - причины и условия возникновения + + + преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа; - основы техники безопасности при + + + работе в клинико-диагностической лаборатории; - инструктивные материалы по + + + соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории; - Устав и Правила внутреннего + + + распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории; - правила подготовки пациента для + + + различных лабораторных исследований. 2. Специальные знания: - основы анатомии и физиологии; + + + - структуру и функции органов + + + кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи; - структуру и функции клетки, + + + возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; - сущность типовых патологических - - + процессов на клеточном, тканевом, системном уровнях; - лабораторные показатели + + + функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте; - общие закономерности возникновения, - - + развития и течения патологических процессов и основных заболеваний человека; - клиническое значение лабораторных + + + исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья человека; - основы функционирования здорового + + + организма и факторы риска; - основные принципы взаимодействия + + + организма человека с окружающей средой; - правила и способы получения + + + биоматериала для лабораторных исследований; - основы лабораторной диагностики - + + основных заболеваний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекций; - основы комплексного подхода к - - + лабораторному обследованию больного; - правила приготовления реактивов; + + + - организация внутри и - - + межлабораторного контроля качества лабораторных исследований; По гематологическим исследованиям: - теорию кроветворения (кинетику + + + клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме); - морфологию клеток гемопоэза в + + + норме; - понятия эритроцитоз и эритропения, + + + лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; - изменения показателей гемограммы - + + при реактивных состояниях; - причины и лабораторные признаки - + + внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза; - особенности изменения гемограммы - + + при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и др. заболеваниях); - основные принципы цитохимического - - + анализа, диагностическое значение; - морфологические особенности - + + эритроцитов при различных анемиях. По общеклиническим исследованиям: - значение лабораторных показателей + + + при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей; - основные методы и диагностическое + + + значение исследования физических, химических показателей мочи; - морфологию клеточных и других + + + элементов мочи; - основные методы и диагностическое - + + значение определения физических и химических показателей кала; - форменные элементы кала, их + + + выявление; - изменение копрологического анализа - + + при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы; - физико-химический и морфологический + + + состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; - изменения состава содержимого + + + желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы; - ликвор и выпотные жидкости - + + + морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.; - морфологию и клеточный состав - + + отделяемого женских и мужских половых органов; - основные характеристики эпителия - + + кожи, волос, ногтей и их изменения при различных патологических процессах. По цитологическим исследованиям: - правила взятия и обработки + + + материала для цитологических исследований; - морфологическую картину - + + воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей; По биохимическим исследованиям: - понятие о гомеостазе, биохимические + + + механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза; - нормальную физиологию обмена + + + белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния; - причины и виды патологии обменных - - + процессов в организме; - система гемостаза; - + + - лабораторные показатели нарушения - - + обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях; - основные методы исследования обмена + + + веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др. По паразитологическим исследованиям: - основные морфологические + + + характеристики гельминтов; - морфологические различия видов + + + гельминтов и их яиц; - паразитов малярии, виды, стадии + + + развития; - морфологию малярийных паразитов; + + + - простейшие - вид, стадии развития, + + + морфология; - заболевания, вызванные простейшими; - + + - правила приготовления препаратов + + + для исследования морфологии паразитов. По иммунологическим исследованиям: - учение об иммунитете, виды + + + иммунитета; - иммунную систему, + + + иммунокомпетентные клетки и их функции; - антигены: виды, характеристика; + + + - иммуноглобулины (антитела), + + + классификация, структура и функции; - взаимодействие антиген - антитело; + + + - неспецифические факторы иммунной + + + реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.; - возрастные особенности иммунного - + + статуса; - иммунодефицитные состояния; - + + - иммунологическую систему при - + + инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани; - аллергию и атопические заболевания; - + + - изоантигены системы крови; - + + - изоиммунизацию и аутоиммунизацию, - + + конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания. По медико-генетическим исследованиям: - предмет и задачи медицинской + + + генетики; - понятие о наследственных болезнях и + + + болезнях с наследственной предрасположенностью; - генетику человека: молекулярные и - - + цитологические основы наследственности; - гены и признаки; - - + - изменчивость: мутационная - - + изменчивость, классификация мутаций, мутогенные факторы. 3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам: - основные принципы биомедицинской + + + этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований; - представление о биосфере как + + + системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития; - механизмы функционирования + + + природных экосистем; - принципы формирования здорового + + + образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды; - представление о гигиене как основе + + + профилактической медицины; - общие принципы фармакокинетики и - + + фармакодинамики основных лекарственных средств; - побочные действия основных групп - + + лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований; - представление о видах катастроф, их + + + причинах и последствиях; - представление о наиболее + + + распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах; - общие принципы оказания неотложной + + + помощи при несчастных случаях; - представление о типах ЭВМ, основных + + + операционных системах, текстовых редакторах, базах данных. 4. Умения: - взять биологический материал для + + + лабораторного исследования; - организовать рабочее место для + + + выполнения лабораторных исследований; - организовать работу младшего + + + персонала в клинико-диагностической лаборатории; - подготовить лабораторную посуду, + + + инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа; - провести стерилизацию лабораторной + + + посуды и инструментария; - провести дезинфекцию биоматериала; + + + - прием, маркировка и регистрация + + + поступившего в лабораторию биоматериала, хранение; - регистрировать проведенные + + + исследования; - вести учетно-отчетную документацию; + + + - пользоваться лабораторной + + + аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий; - пользоваться методами - - + статистической обработки исследований для оценки качества лабораторных анализов; - проводить внутрилабораторный и - - + межлабораторный контроль качества лабораторных исследований; - на основании результатов анализа - - + дать качественную и количественную оценку объекта исследований; - дифференцировать нормальные и - + + патологические показатели результатов лабораторного исследования; - по результатам анализа выявлять - - + признаки типовых патологических процессов в органах и тканях; - строить калибровочные графики; + + + - приготовить, зафиксировать и + + + окрасить препараты для исследования клеточных элементов; - отобрать материал для + + + микроскопического исследования; - оказывать первую помощь при + + + несчастных случаях; - работать с ЭВМ на уровне + + + пользователя; - владеть техникой микроскопирования: - + + световая микроскопия, поляризационная микроскопия, фазово-контрастная микроскопия, флуоресцентная микроскопия. По гематологическим исследованиям: - взять капиллярную кровь для + + + лабораторного исследования; - произвести исследование + + + клинического анализа крови (определение гемоглобина, гематокритной величины, СОЭ, количества эритроцитов и лейкоцитов, подсчет лейкоцитарной формулы); - определить осмотическую + + + резистентность эритроцитов; - подсчитать эритроциты с базофильной - + + зернистостью; - приготовить, зафиксировать, + + + окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы; - дифференцировать нормальные, - + + морфологически измененные и патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы; - приготовить лейкоконцентрат; + + + - приготовить препараты крови для + + + исследования на малярийных паразитов; - исследовать кровь на малярийных - + + паразитов; - приготовить препараты для + + + цитохимического исследования клеток циркулирующей крови и костного мозга; - определить активность ферментов в - - + клетках циркулирующей крови; - определить липиды в клетках - - + циркулирующей крови; - определить вязкость крови. + + + По общеклиническим исследованиям: исследование мочи: - определить физические и химические + + + свойства; - определить химические показатели + + + мочи (белок, глюкоза, билирубин, уробилиноиды, кетоновые тела и др.); - провести пробу по Зимницкому; + + + - подготовить препараты для + + + микроскопического исследования; - микроскопическое исследование + + + осадка; - подсчитать количество форменных + + + элементов осадка; исследование желудочной секреции: - определить физические и химические + + + свойства; - произвести химическое исследование + + + (кислотность, активность пепсина, молочную кислоту); - приготовить препараты для + + + микроскопического исследования; - микроскопическое исследование - - + желудочного содержимого; исследование дуоденального содержимого: - определить количество, цвет, + + + прозрачность, наличие хлопьев; - подготовить препараты для + + + микроскопического исследования; - микроскопическое исследование; + + + исследование кала: - определить физические и химические + + + свойства (в том числе кровь, белок, стеркобилин, уробилин); - приготовить препараты для + + + микроскопического исследования; - микроскопическое исследование; + + + - обнаружить яйца гельминтов; + + + - обнаружить простейшие; - + + - обнаружить личинки гельминтов; + + + исследование спинномозговой жидкости: - определить цвет, прозрачность, + + + фибринозную пленку; - обнаружить и определить белок; + + + - определить количество форменных + + + элементов (цитоз); - дифференцировать клеточные элементы - - + в нативных и окрашенных препаратах; исследование экссудатов и транссудатов: - определить количество, характер, + + + цвет, прозрачность, относительную плотность; - обнаружить и определить белок; + + + - приготовить препараты для + + + микроскопического исследования; - микроскопическое исследование; - + + исследование мокроты: - определить физические свойства; + + + - приготовить препараты для + + + микроскопического исследования; - микроскопическое исследование; - + + - приготовить препараты и обнаружить - + + гемосидерин; - приготовить окрашенные препараты + + + для обнаружения микобактерий туберкулеза; - обнаружить микобактерии - - + туберкулеза; исследование отделяемого из половых органов: - окрасить препараты для + + + микроскопического исследования; - определить степень чистоты - + + влагалищного содержимого; - обнаружить трихомонады и гонококки; - + + - определить гормональный профиль; - + + - исследовать секрет простаты; - + + - определить цвет, количество, запах, - + + вязкость, рН эякулята; - приготовить препараты для - + + микроскопического исследования эякулята; - определить подвижность - - + сперматозоидов; исследование при грибковых поражениях: - приготовить препараты для + + + микроскопического исследования из кожи, волос, ногтей; - идентифицировать элементы в - - + препаратах кожи, волос, ногтей. По цитологическим исследованиям: - приготовить стекла, фиксаторы, + + + красители; - окрасить цитологические препараты; + + + - цитохимическое исследование + + + цитологического материала: (PAS-реакция, липиды, ферменты); - отбор доставленного материала, + + + приготовление и окраска препаратов для цитологического исследования (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров, материал, полученный при эндоскопических исследованиях и др.); - микроскопическое исследование + + + материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг). биохимические исследования: - определить показатели белкового + + + обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.); - определить показатели липидного + + + обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.); - показатели углеводного обмена; + + + - определить белки острой фазы + + + воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок); - определить показатели минерального + + + обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.); - показатели кислотно-основного + + + равновесия (КОР) крови; - определить активность ферментов в + + + сыворотке крови и моче (аспартатамино-трансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.); - определить показатели гормонального + + + профиля: 17-кетостероидов в моче, 17- оксикортикостероидов и др.; показатели состояния гемостаза: - определить активированное время + + + рекальцификации плазмы (разными методами); - определить протромбиновое время + + + (тромбопластиновое) разными методами; - определить содержание фибриногена в + + + плазме крови; - определить растворимые комплексы - - + фибриномономеров (РКФМ) или другие паракоагуляционные тесты; - определить тромбиновое время (ТВ) с - - + протаминсульфатом н раптилазное время; - определить фибринолитическую - + + активность плазмы; - определить плазменные факторы; + + + - определить толерантность плазмы к + + + гепарину или определить антитромбин III; - определить время кровотечения; + + + - определить время свертывания + + + цельной крови; - определить степень ретракции + + + кровяного сгустка или определить степень ретракции плазменного сгустка; - аутокоагуляционный тест. - + + По паразитологическим исследованиям: - различать на препаратах - + + представителей класса членистоногих; - идентифицировать чесоточного зудня - + + в соскобе кожи; - идентифицировать малярийных - - + паразитов в препаратах крови; - идентифицировать яйца гельминтов и + + + личинок гельминтов в кале. По иммунологическим исследованиям: иммунологические исследования для диагностики инфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета: - определить группу крови по системе + + + АВО; - определить резус-фактор; + + + - прямая проба Кумбса; - + + - непрямая проба Кумбса; - + + - определить антилейкоцитарные - - + антитела (лейколизины, лейкоагглютинины); - определить антитромбоцитарные - - + антитела (тромбоцитолизины); серологические исследования для диагностики сифилиса; серологические реакции: - агглютинация на стекле; + + + - развернутая агглютинация; - + + - пассивная агглютинация; - + + - торможение агглютинации; - - + - преципетация (кольцепреципетация и - + + преципетация в геле); - связывание комплемента; - - + клиническая иммунология: - определить количество Т- и + + + В-лимфоцитов в периферической крови; - - определить концентрацию различных + + + классов иммуноглобулинов; - - определить фагоцитарную активность + + + лейкоцитов; - определить комплементарную активность сыворотки крови; - определить С-реактивный белок; + + + - определить ревматоидный фактор в + + + сыворотке крови; - определить антитела к ДНК; - - + - определить антинуклеарный фактор; - + + - определить циркулирующие иммунные - - + комплексы; - определить альфа-фетопротеин; - - + - определить активность + + + анти-О-стрептолизина в сыворотке крови; - определить активность + + + антигиалуронидазы в сыворотке крови.
Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.И.Вялков